6 августа 2016 года

Прошла праздничная Божественная  Литургия в день памяти Святых благоверных братьев Бориса и Глеба. Службу возглавил Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (ФОТО)

В проповеди в честь святых страстотерпцев священник Андрей Решетников призвал верующих брать с них пример для подражания.

- Благоверные князья страстотерпцы не захотели поднять руку на старшего брата. - сказал отец Андрей. - С рациональной точки зрения смерть этих братьев кажется бессмысленной. Они не были даже мучениками за веру в прямом смысле слова. Церковь их однако чтит как страстотерпцев. Так называют тех праведных христиан, которые приняли страдания и смерть от убийц. От них не требовали отречения от Христа, и причиной их убийства являлось не исповедание веры, а порой какая-то особая их роль в общественной жизни.

Можно спросить, а в чем же состоит добродетель быть безропотно убитым? Конечно, добродетель не в этом. А в том, чтобы с мужеством встретить смерть без лишней злобы. Смысл подвига страстотерпцев в христианской любви к врагам, в незлобии, терпении, по образу самого Христа. Страстотерпцы - это те, кто подобен Христу в его страданиях. Ведь он сам смиренно принял распятие и на кресте простил своих убийц. Жизнь святых братьев-страстотерпцев была принесена в жертву самым главным христианским ценностям - любви. Святые братья сделали то, что в те времена на Руси, привыкшей к кровной мести, было еще новым и непонятным. Они примером своей жизни показали, что за зло нельзя воздавать злом. Впечатление от их мужественного поступка было настолько велико, что вся русская земля признала их святыми. Борис и Глеб стали первыми, канонизированными Русской Церковью, святыми. И так же их отец князь Владимир был причислен к лику святых.

Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время. Например, накануне Ледового побоища на Неве, когда святые Борис и Глеб явились в ладье посреди гребцов и, положив руки на плечи друг другу, Борис сказал брату: «Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославовичу».

Или во время Куликовской битвы в 1380 году, когда святые братья явились, держа в руках свечи и обнаженные мечи и стали сечь врагов.

Сегодня мы почитаем их святую память. Всех нас, братья и сестры, связывают различные узы - узы родства. Мы все - дети Отца Небесного, потомки Адама и Евы. Нас также объединяет земное Отечество. У всех есть свои семьи. И, наконец, в церкви христианской мы обретаем духовное родство, называем друг друга братьями и сестрами, причащаясь от единой Чаши. Мы называем друг друга братьями и сестрами, выражая наше единство, о котором молился Господь перед Голгофой: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы».

Церковь нас призывает всех к тому, чтобы мы воспринимали всех ближних, как родственников по плоти и как родных себе людей. Житие святых страстотерпцев учит нас христианской любви. Любви даже не к самым лучшим своим родственникам.

Святые Борис и Глеб во имя христианского идеала пожертвовали своим княжеским положением, и самой своей жизнью, хотя могли поступить по другому. Возможно, мы далеко не все способны на подобный подвиг. И далеко не все можем оказаться мужественными, чтобы хотя бы решиться простить близких или не противиться явному злу. Особенно когда такое непротивление не приносит нам ничего и никого не исправляет, а только лишает нас чего-то, повергая в уныние. С точки обычного человека такая жертва - нелепость, но с обычной точки зрения нелепостью кажется и молчание перед Понтием Пилатом, молчание перед бьющими по ланитам воинам, моление о своих палачах из уст сына Божия Иисуса Христа. Но именно в такой немощи и в таком смирении, жертве самим собой было совершено наше с вами спасение.

Это есть подлинный христианский идеал. Не все могут следовать ему. Но если кто-то может все-таки найти в себе немного мужества последовать ему до самого конца, пусть твердо верует, что даже потеряв практически все, мы приобретем несоизмеримо большее. Попытаемся же в своей обыденной жизни хотя бы в малом подражать беззлобию и братолюбию святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Сумев где-то простить, где-то смириться, где-то не мстить тем, кто, казалось бы, должен получить возмездие. А часто, что еще бывает, будучи во гневе, постараемся быть очень внимательными. Если вдруг в нашем ближнем, которого мы же сами обидели, задели или оскорбили, если мы увидим хотя бы малое подобие христианского незлобия, кротости и смирения, в тот час сами постараемся не озлобиться и не следовать за бесовским гневом, яростью, возражением, бранью и ненавистью, как часто бывает, а одумавшись, придти в себя, понять свою неправоту и примириться.

Да научит нас Господь любить своих ближних, прощать других, видеть свои собственные недостатки и испрашивать для них прощение.

Назад

 

 

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free