1 ноября 2013 года
Состоялась долгожданная паломническая поездка воскресной школы «Омофор» храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Вечером первого ноября в 19:00 преподаватели, учащиеся воскресной школы и их родители после молебна вместе с иереем Дионисием отправились в паломническое путешествие. Дорога была дальняя, но дети с радостью и легкостью ее перенесли. Юные паломники молились, общались, пели песни и совсем не заметили, как быстро пролетели восемь часов. Сердце взыграло от радости, когда из окна автобуса стали видны золоченые купола монастыря в Дивеево.
Сам обычай православного паломничества, который изначально был связан именно со Святой землей. Слова «паломник» и «паломничество» происходят от латинского слова «Palm», ибо именно пальмовыми ветвями народ Иерусалима встречал Иисуса Христа.
А ведь первые времена распространения христианства в Древней Руси, с X–XI веков, паломничество понималось только как богомолье в Святую землю и на Афон – к изначальным местам Вселенского православия, но позднее в России возникли и свои духовные центры, куда стремились паломники.
Долгие столетия для православных христиан паломничество было духовным и физическим подвигом. И как уставший путник жаждет прикоснуться к хрустально чистым водам родника, так и в мирской пустыне православные христиане, преодолевая все сложности, всегда стремились совершить паломничество как святое дело, необходимое каждому верующему. Однако в стародавние времена из-за неимоверных трудностей лишь очень немногие русские люди могли добраться до Святой земли, поэтому паломниками называли всех тех, кто отправлялся на поклонение пусть даже и ближним святыням – в соседнее село к чудотворной иконе, в Киево-Печерскую лавру или в Дивеево…
Приехав в монастырь, наша группа сразу же поспешила на литургию. Сладкое чувство радости испытали мы, когда после службы с молитвой приложились к мощам преподобного Серафима Саровского.
Затем мы отправились на краткую экскурсию по монастырю, прошли Святую канавку Божией Матери. С каким-то особым внутренним сосредочением прочитали 150 раз "Богородице Дева радуйся…” Ведь о значении Святой Канавки Преподобный Серафим говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Все мы верили, что идти по той тропе, где шествовала Пречистая Пресвятая Дева— это значит чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы.
После молитвенного хода по канавке, мы отправились в Казанский собор поклониться мощам прп. Александры, Марфы, Елены; св. блж. стариц Параскевы, Пелагеии, Марии, затем отправились на трапезу. В этот же день успели побывать на освященных источниках, набрать там воды и самые смелые и окунулись в этих источниках. Вода там очень холодная, просто дух захватывает, но молитва помогает преодолеть страх и чувствуется огромный прилив сил, необъяснимая внутренняя радость и покой.
Дивеево многими воспринимается как действительно Чудо Божие, многие находят там утешение, и те ,кто побывал там однажды, будут молить Господа Бога, Царицу Небесную и Батюшку Серафима побывать там снова и снова
Второй, завершающий этап нашей поездки, было посещение Рождество - Богородичного Санаксарского мужского монастыря. Нам удалось попасть на вечернее богослужение. По окончании службы наша группа вместе с батюшкой собралась у входа в храм в ожидании трапезы. В монастыре есть особый порядок: сначала трапезничают монахи, потом трудники монастыря и только потом приглашают паломников с разных групп.
В Санаксарах традиционно монахи очень гостеприимно относятся к паломникам, стол в трапезной ломился от угощений! Всего было в изобилии, очень вкусно и сытно. В монастыре паломников кормят бесплатно. Помолившись, мы потрапезничали, поблагодарили братию монастыря и пошли располагаться на отдых в гостиницу. На следующий день, рано утром мы поспешили на утреннее богослужение, сначала был молебен, после молебна мы приложились к мощам Святых угодников: Феодора Санаксарского, Воина Феодора (адмирала Ушакова) и Священноисповедника Александра, в храме так же находится Чудотворная икона Божией Матери "Казанская”, а некоторые смогли подготовиться к причастию. После службы нас пригласили на монастырскую трапезу, еда как и вечером была очень вкусная, потому что её готовят монахи с молитвой. После обеда поехали домой.
Поездка закончилась, но мы постараемся сохранить то чувство сопричастности нас недостойных к Божией милости и благодарим Господа, за то, что он позволил нам прикоснуться к этой тайне и ощутить любовь к Богу всей своей душой и всем своим сердцем. А это самое главное, чтобы юные паломники и их родители, вернувшись домой, попытались сохранить то состояние душевного мира и радости, которое даруется Господом тем, кто с верой и надеждой посещает Святые места. Такие поездки должны вести к покаянию, к стремлению изменить свою жизнь, не грешить, самосовершенствоваться. Ведь паломник - это человек, следующий прямым и сознательно выбранным путем, в отличие от бесцельно блуждающего бродяги. А христианин выбирает прямой путь спасения, у каждого он свой: долгий или короткий, тернистый или мученический, и главным ориентиром в преодолении этого пути должны быть заповеди Христа.
Пархоменко Татьяна Семеновна