18 сентября 2016 года

Прошли две Божественных Литургии в честь Всех святых в земле Саратовской просиявших. По окончании поздней Божественной Литургии в храме был отслужен праздничный молебен. Службу возглавил настоятель храма священник Сергий Сивоплясов. В своей проповеди он рассказал эпизод из жизни священномученика Иоанна Новоузенского, который отражает последовательность Христу:

- Апостол Павел говорит в своем послании, что мы должны всегда радоваться и за все благодарить. С точки зрения иудеев и язычников этот «безумец Христа ради» говорит то, что для многих тогда, да и сейчас, является непонятным.

Действительно, за что можно было бы радоваться Павлу, который описывает свои фактические страдания в нескольких предложениях. Не одним словом, что, мол, так и так пострадал. Но был - побиваем камнями, кусаем ядовитыми змеями, был всячески мучим, заточаем в темницу, претерпевал кораблекрушения, был поносим среди братии и при этом он все равно говорит, что надо радоваться. Мы тоже можем задать резонный вопрос: «А чего нам радоваться?» Вокруг нас бывают такие обстоятельства, такие беды! Это касается и внешней жизни, и с финансовой стороны, и беды от стихийных бедствий, или от врагов. И главное, касаемо нашей духовной жизни - это беда, которая заключается в пока еще полной неисправимости наших грехов и страстей. Но при этом апостол Павел говорит: «Радуйтесь!» И мы делаем вывод, что если мы не будем радоваться тому, что есть, то возможно, будет еще что-то хуже. И это где-то правильно. Сегодня мы чтим память всех святых, в земле Саратовской просиявших. И как все святые вообще, не только земли Русской, но и вообще все, в большей степени их жизнь была подобна Богу, жизни Христа на земле. Если возьмем время как некую цикличность, некий линейный процесс, то везде увидим примерно те же события, которые повторяются на протяжении каких-то периодов, эпох. И вот гонения на Церковь тоже повторяются с периодичностью. Наш епископ Пахомий, наш правящий архиерей, в своих проповедях часто касается такой темы, что мы сейчас должны в большей степени благодарить Бога за возможность посещать храмы, чтить святых, лобызать иконы. Потому что может случится так, как не раз уже случалось, эту возможность у нас отнимут. Так случалось и в начальные века христианской жизни, и в средневековье, и совсем недавно относительно временной цепи, - в прошлом столетии, когда на Русской земле вера Христова была попрана. Но при этом попрании, как говорится в Евангелии, если зерно не умрет, то не может принести плода, - при этом умирании внешней Церкви разрослось плодовитое дерево или виноградник, принесший обильный плод в виде новомучеников и исповедников Русской, и нашей, Саратовской земли в частности.

Каждая жизни новомученика и святого в некоторой степени подобна жизни Христа на земле. Приведу в пример один из эпизодов жизни новомученика Саратовского Иоанна Новоузенского. Эпизод этот отражает последовательность жизни Христу. Чтобы определиться с терминами, поясню, что последовательность Христу - это не Его проповедь, это не чудеса, которые Он даровал творить Своим ученикам, но в первую очередь - это страдания за веру. Потому что нет никакого праздника, касающегося жизни Христа, которое мы бы так сильно не почитали, как Пасха. То есть Воскресение Христово, предворившееся Его крестной смертью. Последовательность Христу - это следование за Ним сквозь все тяготы временной земной жизни даже до смерти.

Священномученник Иоанн, который родился в 1875 году в семье церковного пономаря, долго служил на Саратовской земле в Пугачеве, имел троих детей и осуществлял пастырские подвиги во времена уже гонений, претерпевая заключения и ложные обвинения. В частности, был такой ложный донос, будто он под Престолом держал две ручные гранаты. Но это показалось настолько сумасшедшим бредом даже для самих чекистов, что его через 18 дней отпустили с миром. На 62 году его святой жизни Иоанна заключили под стражу по ложному доносу. Процитирую те записи, которые хранились в архивах НКВД по его допросу. Посмотрите, как они похожи в общей атмосфере на допрос самого Христа первосвященниками и у Понтия Пилата. Хотя прошло с того времени 1900 лет.

8 декабря 1937 года отец Иоанн был арестован местной милицией по обвинению в распространении контрреволюционной клеветы о новой советской Конституции, руководителях советской власти и проведении антисоветской агитации. А также заключен в тюрьму в городе Саратове. При обыске у священника был обнаружен только паспорт, более ни вещей, ни ценностей не было. На следующий день новомученик был допрошен.

- Вы обвиняетесь в контрреволюционном действии против существующего политического строя в СССР.

- Виновным себя в этом не признаю.

- Вы клеветали на сталинскую конституцию, говорили, что это кабала и больше ничего и что хорошего от нее ждать нельзя. Признаете ли это?

- Это я также категорически не признаю.

- Вы говорили, что в день выборов сгонят всех на отдельные базы и прикажут голосовать за того, кто им будет выгоден, - будете ли это отрицать?

- Не признаю и это.

- Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство, - признаете ли это?

- Да, это я действительно говорил, что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел.

- Расскажите следствию, с кем из духовенства в Новоузенске вы поддерживали связь?

- Я был тесно связан только со священником Алексеем Поповым, у которого часто бывал и вел беседу, как вывести из тупика религию, так как советская власть окончательно добивает ее и жить нам становится все труднее.

- В беседе Попов защищал права религии, предлагал вам быть еще активнее в религиозных мероприятиях. Вы дали согласие действовать заедино?

- Когда мы с Поповым беседовали относительно религии, то он мне говорил, что христианская религия самая идеальная и что отступать от нее не следует, - с этим и я с ним согласился, обещал чем смогу помочь, другого у нас в разговорах ничего не было.

- Вы говорили, что скоро советская власть будет свергнута, это осуществят культурные державы - Япония, Германия. Признаете ли это?

- Нет, этого я не признаю.

- Вы производили у себя на квартире сборы верующих, среди которых распространяли контрреволюционную пропаганду, создавали фонды для поддержания религии.

- Это я категорически отрицаю.

В тот же день следствие было закончено, а еще день спустя, 10 декабря, постановлением «тройки» священномученик был приговорен к расстрелу. Постановление было приведено в исполнение 15 декабря 1937 года в Саратове, место захоронения осталось неизвестным. Хотя никаких доказательств вины, как вы видите, совсем не было. Интересно, что тот священник Попов, на которого ссылался отец Иоанн, был репрессирован еще раньше, тоже мученически окончил свою жизнь. Внуки священномученика Иоанна попросили в 61 году репрессировать его. Была найдена всего лишь одна женщина, которая якобы свидетельствовала против этого священника. А должно было быть хотя бы три свидетеля, чтобы дело было состряпано, можно было сослать и убить священника. И вот нашли только одну женщину к 61-м году в живых, показали ей ее свидетельства и показания, чему она была крайне удивлена и сказала, что первый раз видит эти показания. А вообще с этим священником не была никогда знакома, даже в лицо не видела. Наверное, к чести советской власти в 60-х годах было принято решение о его реабилитации по заведомо ложным обвинениям. Священномученик был реабилитирован. В 2002 году на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении его в лике святых.

В своем произведении Архипелаг Гулаг Солженицын краем коснулся такой темы как приход вагонов с новыми заключенными в архипелаг. Были разные слои общества, которые приходили целыми составами. И можно было узнать, на кого сейчас открыто гонение в Советском Союзе. Интеллигенция, ученые, военные... Но неизменно в каждом составе были вагоны с советским духовенством. Которые шли и шли, и не было им числа. Жизнь христианина, как я уже говорил, является неким исповеданием Христовой веры. Будь то мирное время, как сейчас или годы гонений. Но мы должны отдавать себе отчет, поставить такую галочку, что какое бы время ни было, мы не имеем права не быть христианами, не имеем права не исповедовать Христа. В каком бы положении ни находились, где бы ни были. Если бы таких людей не было бы до нас, то сейчас не было бы ни храмов, ни духовенства, ни церквей, ни нас, а может, и самой земли.

Поздравляю вас с Собором святых, в земле Саратовской просиявших и желаю, чтобы та твердость веры, которая была у них, была и у нас.

Назад

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free