В 2014 году Россия празднует семисотлетие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Эта обитель хорошо известна во всем мире и имеет большое значение, особенно для православных людей. Она является не просто величайшим архитектурным достоянием древней Руси, но и духовным центром всей России, всего нашего народа.

Ни у кого не вызывает сомнения огромная историческая культурная ценность Лавры. ЮНЕСКО давно включило монастырь в список объектов мирового культурного наследия. Многие даже не представляют, какую огромнейшую связь имеет Россия с Лаврой. Большую роль в этом сыграл преподобный Сергий Радонежский. Под его молитвенным покровом и благословением произошло собирание Великой Руси – Дмитрием Донским. Объединение практически всех княжеств, на бой против Орды, дало отправную точку в самосознании себя народом. Ведь люди, еще недавно будучи врагами, измученные междоусобными войнами, наконец осознали себя единым целым. Они пошли на бой с теми, кто терзал Русь на протяжении многих лет. И примечательно, что их отцы и деды даже боялись подумать об этом…

В актовой речи «Благодатный воспитатель русского народа» Василий Осипович Ключевский так охарактеризовал значение игумена Сергия для освобождения русского народа от иноземного ига: «Примером своей святой жизни, высотой своего духа он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию... Как это могло случиться? Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды? ... Мы знаем одно, что Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя Русского ополчения, и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах Преподобного Сергия, под его благодатным воспитанием». Если попытаться одним словом охарактеризовать деятельность великого основателя Лавры, то, пожалуй, наиболее точным будет определение «собирание». Сначала он собрал все свои духовные силы, а затем, уходя к отшельнической жизни – собирал вокруг себя людей. И вскоре он объединил саму Русь.

Обитель времен Сергия

По слову архимандрита Феогноста (Пузикова): «Монашество уходило в лесное безмолвие не по ненависти к миру и к своему Отечеству, но в поисках высшего христианского совершенства, чтобы затем, если угодно будет Богу, послужить ближним. И неудивительно, что монах, уходивший в глубь лесов, нередко становился впоследствии духовным руководителем народа, общественным деятелем, потому что для христианского сознания любовь к Богу неразрывно связана с любовью к ближним».

Годом основания Троице-Сергиевой Лавры можно считать 1337 год. В то время монастырь был совсем другой, нежели то, что мы видим сегодня. В практически не проходимом лесу к северу от Радонежа, на Маковце- пологой, невысокой горе, омываемой с двух сторон речками, два брата – Варфоломей и Стефан – срубили церковь. Ее освятил митрополит Феогност в честь Живоначальной Троицы. С этого началась история Лавры.

Вскоре молодой юноша Варфоломей остался один, его брат Стефан ушел в Москву в Богоявленский монастырь. Всего 23 года было Варфоломею, когда игумен Митрофан постриг его в монашество с именем Сергий.

Затем к преподобному стали приходить другие монахи, оставаясь с ним они все вместе разделяли нелегкий быт, строили кельи. Надо сказать, что жизнь там была тяжелая: книги писались на бересте, служили при лучине, подвижников одолевали лютые морозы и нехватка еды. В 1355 году был принят устав монашеского общежития, и Сергий стал игуменом нового монастыря.

Территория монастыря была позделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл и до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окруженный с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году святой Сергий благословил войско своего духовного сына, благоверного князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В этом бою 8 сентября 1380 года сражались два монаха – Пересвет и Ослябя  – из Троицкого монастыря, которых преподобный Сергий благословил на ратный подвиг.

В 1392 году преподобный Сергий отошел ко Господу, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников древнерусской литературы – ценнейший исторический документ).

 Он напитал своим крепким духом целые сонмы, целые поколения монашествующих. До 100 монастырей – духовных центров просвещения и культуры – было основано им самим, его учениками и собеседниками. Его духовное потомство было одною из главных сил, содействующих претворению разных полуязыческих племен, раскинутых по пространству северной и средней России, в одно целое – великорусский народ, объединенный и скрепленный духом Православия.

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Начиная с XV века обитель Живоначальной Троицы украшается великолепными храмами и соборами. В 1422 году на месте деревянной церкви игумен Никон заложил главный храм обители – Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом поле. При строительстве храма были обретены мощи преподобного Сергия.

В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесен белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 11-ю башнями); в 1561 году он получил статус архимандрии. В 1585 году был построен Успенский собор. Постепенно обитель становится не только духовным, но и крупнейшим культурно-художественным центром, рассадником грамотности и знания в пределах Московской Руси. Согласно заповеди аввы Сергия о странноприимстве, обитель кормила всех приходящих – бедных и богатых – и снабжала в дорогу всем необходимым.

Героические страницы жизни обители

В Смутное время Лавра стала неприступной крепостью на пути польско-литовских захватчиков. В сознании русских людей того времени Троице-Сергиева Лавра была оплотом духовного и национального единства и символом независимости России. «Если взята будет обитель Преподобного, –говорил Патриарх Гермоген, – то весь предел российский до окиана моря погибнет!».

Около двух с половиной тысяч защитников крепости сдерживали 16 месяцев (с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г.) двадцатитысячное полчище Лжедмитрия II во главе с Яном Сапегой. Большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын. Монахи обители под руководством архимандрита Дионисия рассылали по всем русским городам грамоты с пламенными призывами подняться на защиту веры и Отечества. Благодаря этим грамотам в Нижнем Новгороде было сформировано народное ополчение Минина и Пожарского.

Пока под Москвой завершалось дело спасения Русской земли от врагов, новая волна несла к обители толпы народа. Теперь это были не воины или крестьяне, как в дни перед осадой, а увечные, хромые, слепые, раненые и умирающие. Архимандрит Дионисий призвал братию помочь несчастным кто чем может. Обитель строила дворы и избы для приходящих, больницы и богадельни; по дорогам и лесам отыскивали тех, кто не мог дойти сам. Сюда привезли израненного Пожарского для лечения и отдыха; сюда посылали сирот, у которых отцы и матери были убиты литовцами. Во время голода в Москве келарь Лавры архимандрит Дионисий, вывез на рынок запасы монастырского хлеба, тем самым побудив торговцев снизить цены. Вся монастырская козна, пошла в расход, чтобы ускорить победу и добиться мира на Руси.

Той же любовью к своему Отечеству и Православию жили знаменитый иерарх и богослов митрополит Московский Филарет (Дроздов) и его духовный отец, и сподвижник, наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев). В годы их деятельности монастырь развивает широкую благотворительность. С 1853 по 1855 год Лавра предоставила правительству 50 тысяч рублей серебром для войны за освобождение от турецкого ига братских славянских народов. В 1833 и 1839 годах по случаю дороговизны хлеба Троицкая обитель закупила его значительное количество и кормила нуждающихся. В 1832 году на средства обители выстроена больница. В 1840 году открыто училище для юношей-сирот, которое содержалось монастырем. Во время вспышек холеры в Посаде в 1847, 1853 и 1871 годах монахи Лавры преподобного Сергия неизменно приходили на помощь окрестному населению в борьбе с эпидемией. Они брала на себя значительную часть издержек на устройство временных больниц с бесплатным медицинским обслуживанием и непрестанно молились об избавлении от бедствия.

К началу XX века в введении Лавры находилась типография – в ней печатались произведения богословов и священнослужителей.

К 1910-му году в Лавре насчитывалось более 400 монахов. Но грянул 1917 год. А вместе с ним началась конфискация монастырского имущества. 10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В этом же году совершилось одно из самых кощунственных деяний богоборческих лет: вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского.

Священнику Павлу Флоренскому стало известно о готовящемся властями вскрытии мощей преподобного Сергия. С тех пор дальнейшая сохранность мощей стала главной целью его жизни. Не опасаясь наказаний, группа отважных людей, в которую входили отец Павел и наместник Лавры отец Кронид (Любимов), проникли в Троицкий собор, где, прочитав молитву у раки с мощами преподобного, отделили с помощью копия главу святого, которую заменили головой погребённого в лавре князя Трубецкого.

В 1946 году, когда была вновь открыта Троице-Сергиева Лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, патриарх Алексий I вернул главу обратно в раку, где и покоятся ныне мощи святого.

А сегодня, как и сотни лет назад, Свято-Троице Сергиева Лавра является сердцем православной России, одним из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. А к ее покровителю – преподобному Сергию Радонежскому – и поныне стекается весь православный люд со всех уголков земли.

Клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) диакон Артемий Добрынин.

Назад

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free