8 июля Православная Церковь чтит память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.
В этот день установлено государственное празднование Дня семьи, любви и верности. Но что мы знаем об этих понятиях? И возможно ли в наше время настоящее семейное счастье, или оно бывает только в сказках?
Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого чувства отнюдь недостаточно для семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви, но она слишком быстро проходит… и что тогда?
Когда влюбленность стихает, люди, находящиеся в браке, зачастую не сохраняют его и разводятся.
«У настоящих христиан, боящихся Бога, исключен развод. Если брак распадается — это катастрофа. Мы глубоко верим, что брак от Бога и условия крепкого союза — во взаимной любви мужа и жены. Не столько внешней любви, сколько — внутренней, духовной. Именно с потерей духовной любви рушится брак. Если же в семью вошли ревность и раздор, значит — уходит любовь. А мир в семье может быть достигнут только через христианскую любовь и единомыслие. Кто больше любит, тот больше и прощает — в этом и состоит первоевангелие для семьи, с этим пропадают разом дикая ревность и всякое подозрение. Нужно всеми силами стараться жить по-христиански. Соблюдать вместе церковные посты, не упускать молитвенное правило как вечером, так и утром, чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн».
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий
Как к браку относится Православная Церковь?
Церковь видит в браке тайну любви — любви не только человеческой, но и Божественной.
Брак установлен уже в раю Самим Богом. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям.
Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по легкомысленному взгляду, должна заменить традиционный институт брака. В любви мы не только получаем, но и всецело отдаем себя, и без полного самоотречения не может быть семьи.
«Муж с женой должны быть подобны руке и глазам. Когда руке больно – глаза плачут. А когда глаза плачут — руки вытирают слезы».
Святитель Иоанн Златоуст
Истинная любовь призывает нас к самопожертвованию, к заботе о семьи и близких. Но все чаще можно видеть, как современные люди отрекаются от традиционных ценностей и идут по пути греха, которые нам навязывают извне (причем в последнее время, это все чаще стало распространяться и на детей – в школах стали вводить обязательные уроки «полового воспитания»). Тому пример однополые и «гражданские» браки, постоянный поиск и смена партнеров.
«Действительно, сегодня дети, семья в сознании людей, претендующих на то, чтобы быть очень современными, отходят на второй план, причем не только у женщин, но и у мужчин. Мы знаем, как много людей сегодня совершенно не имеют никакого желания связывать себя узами брака, и прежде всего, детьми, потому что это хлопотно, это заставляет тратить свою жизнь, свое здоровье, средства на других людей, пусть даже это и собственные дети. Это очень плохо».
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Так возможно ли в наше время настоящее семейное счастье, или оно бывает только в сказках?
Настоящее счастье будет там, где сохраняются традиционные семейные ценности. Эти ценности установлены Самим Богом. В Библии сказано о браке: И будут два одна плоть (Быт. 2, 24). А в Евангелие есть такие слова: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк. 10, 9). То, что соединено в брачном союзе, не должно быть разрушено нашими эгоизмом, косностью, ленью и раздражительностью. Эти слова Священного Писания о единстве двоих в одном теле (плоти) брака выражают смысл и цель супружества. Стать уже не двумя обособленными людьми, но единым организмом. Прийти к единодушию и соединению. И именно поэтому брак – это всегда таинство: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика (Еф.5, 31-32).
Но порой погоня за материальными благами приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза, что способствует отчуждению и разрыву между поколениями. Сегодня все чаще можно услышать о так называемой ювенальной юстиции — «новом веянии Запада», способном разрушить семейные ценности, прикрываясь законом. Нам не стоит забывать, что роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты.
Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и Отечеству, в чувстве сопричастности к истории.
Жизнь в семье, в браке — это целое искусство, ему учатся всю жизнь. Умные супруги всегда стараются извлекать пользу даже из ошибок, чтобы улучшить свои отношения, и эти трудности не только не разрушают их брак, но делают его еще крепче.
Мы должны начать думать о самых главных вещах в жизни, нельзя жить по инерции. Нужно стараться читать книги, советоваться со священниками, специалистами по вопросам семьи и самим размышлять над своей супружеской жизнью. Некоторые начинают постигать эту науку еще в детстве — на благом примере родителей. Ну, а если не было в вашей жизни доброго примера, если не научили в детстве, не дали пример крепкой дружной семьи? Что тогда? Тогда нужно самим постигать эту непростую науку, прибегая к Таинствам и учению Православной Церкви.
Родители должны и жить по-христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, “записывать” всё, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорбляющими друг друга, ведущими плохие разговоры, то они, как чистые кассеты, “записывают” всё это в себе и, когда придут в возраст, сами того не желая, — наследовав от родителей все страстные состояния, — начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слышали от родителей».
Старец Паисий Святогорец