8 июля Православ­ная Церковь чтит па­мять святых благо­верных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотвор­цев.

В этот день установ­лено государственное празднование Дня се­мьи, любви и верно­сти. Но что мы знаем об этих понятиях? И возможно ли в наше время настоящее се­мейное счастье, или оно бывает только в сказках?

Сейчас за любовь часто принимают влюблен­ность, а этого чувства отнюдь недостаточно для семейной жизни. Влюбленность может сопутство­вать любви, но она слишком быстро проходит… и что тогда?

Когда влюбленность стихает, люди, находящиеся в браке, зачастую не сохраняют его и разводятся.

«У настоящих христиан, боящихся Бога, исклю­чен развод. Если брак распадается — это ката­строфа. Мы глубоко верим, что брак от Бога и условия крепкого союза — во взаимной любви мужа и жены. Не столько внешней любви, сколько — вну­тренней, духовной. Именно с потерей духовной любви рушится брак. Если же в семью вошли рев­ность и раздор, значит — уходит любовь. А мир в семье может быть достигнут только через хри­стианскую любовь и единомыслие. Кто больше лю­бит, тот больше и прощает — в этом и состоит первоевангелие для семьи, с этим пропадают разом дикая ревность и всякое подозрение. Нужно всеми силами стараться жить по-христиански. Соблю­дать вместе церковные посты, не упускать мо­литвенное правило как вечером, так и утром, чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн».

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий

Как к браку относится Пра­вославная Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви — любви не только человеческой, но и Божественной.

Брак установлен уже в раю Самим Богом. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем обществен­ным и религиозным организациям.

Христианская брачная любовь есть не только ра­дость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по легкомысленно­му взгляду, должна заменить традиционный ин­ститут брака. В любви мы не только получаем, но и всецело отдаем себя, и без полного самоотречения не может быть семьи.

«Муж с женой должны быть подобны руке и гла­зам. Когда руке больно – глаза плачут. А когда глаза плачут — руки вытирают слезы».

Святитель Иоанн Златоуст

Истинная любовь призывает нас к самопожер­твованию, к заботе о семьи и близких. Но все чаще можно видеть, как современные люди отрекаются от традиционных ценностей и идут по пути греха, которые нам навязывают извне (причем в послед­нее время, это все чаще стало распространяться и на детей – в школах стали вводить обязательные уроки «полового воспитания»). Тому пример одно­полые и «гражданские» браки, постоянный поиск и смена партнеров.

«Действительно, сегодня дети, семья в сознании людей, претендующих на то, чтобы быть очень современными, отходят на второй план, причем не только у женщин, но и у мужчин. Мы знаем, как много людей сегодня совершенно не имеют никако­го желания связывать себя узами брака, и прежде всего, детьми, потому что это хлопотно, это заставляет тратить свою жизнь, свое здоровье, средства на других людей, пусть даже это и собст­венные дети. Это очень плохо».

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Так возможно ли в наше вре­мя настоящее семейное счастье, или оно бывает только в сказках?

Настоящее счастье будет там, где сохраняются традиционные семейные ценности. Эти ценности установлены Самим Богом. В Библии сказано о браке: И будут два одна плоть (Быт. 2, 24). А в Еван­гелие есть такие слова: Что Бог сочетал, того чело­век да не разлучает (Мк. 10, 9). То, что соединено в брачном союзе, не должно быть разрушено наши­ми эгоизмом, косностью, ленью и раздражительно­стью. Эти слова Священного Писания о единстве двоих в одном теле (плоти) брака выражают смысл и цель супружества. Стать уже не двумя обособлен­ными людьми, но единым организмом. Прийти к единодушию и соединению. И именно поэтому брак – это всегда таинство: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и бу­дут двое одна плоть. Тайна сия велика (Еф.5, 31-32).

Но порой погоня за материальными благами приводит к тому, что дети начинают воспринимать­ся как ненужная обуза, что способствует отчужде­нию и разрыву между поколениями. Сегодня все чаще можно услышать о так называемой ювеналь­ной юстиции — «новом веянии Запада», способ­ном разрушить семейные ценности, прикрываясь законом. Нам не стоит забывать, что роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты.

Опыт семейного общения научает человека пре­одолению греховного эгоизма и закладывает осно­вы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преем­ственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и Отечеству, в чувстве сопричастности к истории.

Жизнь в семье, в браке — это целое искусство, ему учатся всю жизнь. Умные супруги всегда стара­ются извлекать пользу даже из ошибок, чтобы улуч­шить свои отношения, и эти трудности не только не разрушают их брак, но делают его еще крепче.

Мы должны начать думать о самых главных вещах в жизни, нельзя жить по инерции. Нужно стараться читать книги, советоваться со священниками, специа­листами по вопросам семьи и самим размышлять над своей супружеской жизнью. Некоторые начинают по­стигать эту науку еще в детстве — на благом примере родителей. Ну, а если не было в вашей жизни доброго примера, если не научили в детстве, не дали пример крепкой дружной семьи? Что тогда? Тогда нужно са­мим постигать эту непростую науку, прибегая к Таин­ствам и учению Православной Церкви.

Родители должны и жить по-христиански, и сле­дить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, “записывать” всё, что видят и слы­шат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорбляющими друг дру­га, ведущими плохие разговоры, то они, как чистые кассеты, “записывают” всё это в себе и, когда при­дут в возраст, сами того не желая, — наследовав от родителей все страстные состояния, — начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слышали от родителей».

Старец Паисий Святогорец

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free