21 октября 2025 года
Доклад священника Сергия Сивоплясова на семинаре «Психолог на приходе: вызовы и решения»:
«Тема психологической помощи на приходе сегодня затрагивает абсолютно всех пастырей.
Её острота обусловлена усугубляющимися внешними обстоятельствами, которые сильно влияют на психологическое состояние каждого человека. В этом контексте перед священником встаёт сложнейшая задача: разграничить духовные поиски здоровой личности от психических расстройств, требующих вмешательства узких специалистов.
Безусловно, в идеале психолог на приходе необходим. Однако реальность, в которой священник зачастую окормляет несколько приходов и физически не может уделить время всем нуждающимся, диктует другие условия. Часто нет ни возможностей, ни ресурсов для организации такой работы.
Возникает закономерный вопрос: как тогда психологи могут работать на приходе и на какой основе?
Здесь уместен принцип: «Насильно мил не будешь». Если у священника есть возможность привлечь психолога, или если сам специалист, будучи прихожанином, предлагает свои услуги – такими возможностями нужно пользоваться.
Однако здесь важно уточнение. Психолог на приходе сталкивается с колоссальной нагрузкой. Люди, приходящие в храм с болью, нередко несут запрос, связанный с глубоким психологическим надломом. Обычный консультант, не готовый к такой интенсивности, может оказаться «на заклание». Поэтому мы должны думать не просто о психологе, а о кризисном или клиническом психологе, чья квалификация и личная устойчивость позволяют работать именно с острой душевной болью.
Здесь мы сталкиваемся с серьезной опасностью. Если психолог приходит на приход исключительно на волонтерской основе, это может быть тревожным сигналом. За этим может стоять не столько альтруизм, сколько профессиональная невостребованность или, что еще опаснее, психологическая неустойчивость самого специалиста. Профессионал, ценящий свой труд и знающий его стоимость, как правило, работает на четких договоренностях — будь то оплата, партнерство или конкретный социальный проект.
Самая большая угроза — это психолог, который заявляет, что сейчас «спасёт людей». Такой человек находится не в служении, а в состоянии духовной или психологической прелести. Он ищет не помощи ближнему, а самоутверждения, реализации мессианского комплекса или решения своих собственных внутренних проблем за счет прихожан. Допускать такого человека к работе — это не помощь, а духовное и психологическое вредительство.
Второй вопрос: имеют ли сами священники необходимость в такой помощи для своей паствы? К сожалению, часто они не только не нуждаются в ней, но даже не задумываются о ней. Этому есть несколько причин:
1. Недиагностика и подмена понятий: Священник, опираясь на свой духовный опыт, порой склонен подменять понятия. Благодать и пастырская харизма не тождественны психологическому образованию. Мы нередко видим примеры, когда священник с долгим стажем, уверенный в своей правоте, «даст фору» молодому собрату, который, напротив, опасается давать скоропалительные советы, чувствуя границы своей компетенции. Эта пастырская уверенность, к сожалению, иногда мешает разглядеть за духовной оболочкой клиническую проблему.
2. Сопротивление прихожанина: Человек, видя у себя духовную проблему, не хочет идти к психологу, считая это ненужным или даже греховным.
3. Духовная гиперболизация: Священник во всём склонен видеть лишь духовные причины, относя их либо к действию бесовских сил, либо к необходимости «потерпеть» и «смириться».
Недавнее предостережение Святейшего Патриарха Кирилла о том, что священникам не следует подменять собой психологов, очень своевременно. Речь не о том, чтобы полностью исключить духовное окормление людей в пограничных состояниях. Речь о том, что если священник видит ухудшение состояния, он не должен переквалифицироваться в психотерапевта, а должен смело рекомендовать обратиться к специалисту.
И, наконец, третий, самый неприятный для многих вопрос: а сам священник является ли тем, кто не нуждается в психологической помощи?
Нужно признать: бывает, что и сам пастырь находится в состоянии, которое предполагает помощь психолога. Это – данность, и в этом вопросе не надо смущаться. Здесь уместно вспомнить одну замечательную святоотеческую притчу.
Монах, обличая себя, говорил: «Я хоть и сам нахожусь по шею в зыбучих песках, однако могу хотя бы словами или движением глаз показать подходящим к этой топи, что сюда идти не стоит».
Эта притча прекрасно иллюстрирует нашу ситуацию. Священник – не сверхчеловек, свободный от всех немощей. Но даже осознавая свои собственные трудности и «пески», он не теряет права и обязанности указывать пастве верный путь, предупреждая об опасностях, которые видит, в том числе – опасностях психологического характера.
Заключение/
Таким образом, путь интеграции психологии в приходскую жизнь требует предельной осторожности и трезвомыслия. Речь идет не просто о поиске «кого-нибудь с дипломом». Необходим зрелый, профессионально устойчивый и духовно здравый специалист, четко осознающий границы своей компетенции и не страдающий «спасительным» комплексом.
Нам необходимо учиться различать действие благодати и методы психологии, ценить пастырскую осторожность выше пастырской самоуверенности и понимать, что настоящая помощь прихожанину с глубокой травмой – это работа не любого желающего, а подготовленного кризисного специалиста, приходящего в команду с ясной головой и смиренным сердцем.
Спасибо за внимание».


