16-11-2020 Статья - Ты не такой! Уходи! Или разделение на «своих и чужих» как основа принятия человека церковным сообществом.
Наклейки на машинах в виде Креста или рыбы – это четкое показание того, что находящийся в машине является христианином? Нет. Это показание того, что владелец машины хочет, чтобы его считали таким окружающие. В данном случае люди, которые наклеивают иконки в машине на панели в качестве оберега, немногим лучше первых. Пусть даже они это делают не напоказ.
Одежда и аксессуары, указывающие на приверженность к той или иной социальной группе - это что? Мода? Самовыражение?
Этот вопрос касается и тех, кто, придя в Церковь, наполняет себя лишь только популярной церковной литературой и такого же рода кинематографом. Или, чаще всего, цитатами из православных Интернет ресурсов. Это не дает человеку ничего, кроме набора стереотипов и предрассудков, далеких от учения Церкви.
Конечно, у каждого человека есть всегда определенное стремление ощутить себя избранным, «Солью земли», но это не во внешнем кроется, а во внутреннем состоянии человека. И отделение себя такого «избранного» от других нецерковных ведет человека к большему падению, чем когда он и не знал жизни в Церкви.
Многие примеры из приходской жизни подтверждают, что прихожане, считающие себя истинными православными впадают в осуждение и пренебрегают ближними.
Попробовать только зайти на «классический» Приход человеку «не в той» одежде - и всё! Девушка без косынки, женщина в штанах и с макияжем, мужчина в шортах или в шапке – этого Прихода не достойны! На таком Приходе любят и принимают только соответствующий контингент людей. В этом Приходе малое стадо так и останется малым стадом, которое «закидает камнями» проститутку, и сложно представить, что сделает даже и с раскаявшемся вором или бандитом. Великий инквизитор Ивана Карамазова живет в таких приходах. «Только так и никак иначе» – девиз, но не про любовь, которая долготерпит и милосердствует.
В связи с этим важно видеть прямую связь между тем, что говорят и исповедуют священники и тем, что по итогу делают прихожане. Порой кажется, что священник и не нужен вовсе, особенно это заметно в дискуссиях на острые темы в соцсетях. Люди, подкованные Интернетом, не нуждаются в мнении приходского батюшки.
Тогда кто же такой прихожанин? Это отдельный вид человека? Это сумма каких-то качеств? Это нахождение в каких-то определенных условиях?
Зачем одних называть прихожанами, а других захожанами, или просто внецерковными людьми? Разделение на своих и чужих, не является ли это ханжеством?
Как родители влияют на своих детей, так и священник влияет на свою паству. Если человек считает себя частью прихода, то он должен с любовью и с терпением встречать новых людей. Разве Бог не дает возможность насладиться солнечным светом всем? Господь терпит всех, и меня! И снова, если мы отделяем прихожан от неприхожан, то в какой-то момент времени, в контексте личного греха, до момента покаяния, любой человек может быть очень далек от Бога.
Священник должен стремиться к тому, чтобы любить всех людей, по заповеданному, не отделяя по каким-либо признакам одних от других. Это касается и жизни вне Прихода. Есть верующие, а есть неверующие. Есть ходящие на службы, а любить нужно и не ходящих и не участвующих в Таинствах.
В конце концов, это определяется и понятием миссионерства, то есть привлечения внецерковных людей к Церкви. И оно заключается прежде всего в примере жизни человека, а не в словах. Какова цена словам, если на деле даже нет стремления к их исполнению? И что там, где нет любви?
священник Сергий Сивоплясов