17.04.2015 Вот и пост прошел

Вот и пост…. прошел

 

Вопросы, которые, так или иначе, задавал каждый сам себе в пост или перед его началом: что пост для меня?, как его провести? и т.п. Мы предложили нескольким прихожанам храма ответить на вполне обыденные вопросы, чтобы те, кто будут читать статью, еще раз поразмыслили над целью поста и нашли в себе ответы.

 

1. Что вы ждете от Великого поста (чуда, изменения в жизни, самосовершенствования, избавление от того или иного греха)?

 

Татьяна:

Так жду, что настанет этот святой, великий праздник - праздник праздников, Пасха! Так хочется дожить до этого светлого дня. Молитвами Пресвятой Богородицы. И когда во время Светлого Воскресенья звучит, что и тот, кто сейчас пришел, и тот, кто вообще не постился - и пришел, и тот, кто просто так пришел! - всё равно приходите, вы будете все прощены! Господь видит и любит вас, ведь Он - сама любовь. Теперь уже, после стольких лет, это стало самое главное в жизни.

 

Андрей:

Благодати Господней, молюсь, пост держу.

 

Наталья:

Отпущения грехов. Очищения души.

 

Елена:

Трудный вопрос. Не знаю, как нужно ответить... Всё-таки хотелось бы исправиться. Преобразиться.

 

Надежда:

Обновления физического и духовного. Обновиться. Хочу вылечиться, выздороветь. Залетать прям, запорхать. Но не знаю... маловероятно.

 

Мария:

Это сложный вопрос. От Великого Поста я жду чудесного преображения себя как личности, избавления от грехов, чтобы страсти мои взяли – и от меня ушли. Я, конечно, понимаю, что никогда со мной этого не будет. Что нужна долгая, упорная и тяжелая работа. Но Великий Пост – это то самое время, когда человек заставляет себя мобилизоваться. И за счёт этого, как спортсмен – у него есть период, когда он очень усердно над собой работает. Или студент – у него есть период сессии. В этот период мы заставляем себя мобилизоваться и выдавать не свои привычные 75%, а 100, 120, 200. И вдруг для себя открываем, что мы способны на большее, чем мы от себя ожидали. Потому в любом случае, это полезно. Но при условии, что человек над собой работает, трудится. Также я, конечно, жду праздника Светлого Христова Воскресения, Пасхи, который является для меня вершиной года Православного, и вообще – моего года. Жду этой радости, к которой, конечно, надо основательно подготовиться.

 

Надежда:

Я? Новых искушений.

 

Ксения:

Исправиться бы мне, все свои грехи исправить. И не то чтобы исправиться, мне бы жизнь свою наладить.

МБ: Обновления? С нового листа начать?

Ксения: да нет, это слова такие, всем известные. Мне бы не обновления, не с нового листа, мне бы от грехов своих избавиться. Ведь мне нельзя от храма отходить. Я только от храма отошла... Пока в храме, здесь, я не ругаюсь, не разговариваю – куда всё девается? И что хотите, делаете, все посты всегда легко переносила. Любой пост. А каждую ночь снится, что мясо ем! Рыбу ем! Да прям наедаюсь! Каждую ночь! А не хочу я... Это всё лукавый. Да что ж такое? Я пощусь, а мне мясо снится? Это мне впервые за все посты. Я есть не хочу, ничего не хочу. Короче, хотя бы чуть-чуть на путь истинный встать.

 

Анастасия:

Ну, скорее всего, исправление – это самое первое. Если честно, ожидание чего-то нового.

 

Тамара:

Очиститься как можно больше. Стремиться очиститься от грехов.

 

Олег:

Конечно, радости по окончании. В пост мы должны поститься с радостью, принимать это всё как Божье повеление с благодарением.

 

Прихожанка:

Обновления, очищения.

 

Валентин:

Помощи. Здоровья (смеется). Что ещё? Мира, добра.

 

 

2. Постовые будничные службы отличаются от рядовых не постных. Изменяются и песнопения и продолжительность служб. Что для вас значат постовые богослужения? Способствуют ли они изменению и строя жизни прихожанина?

 

Татьяна:

Я когда-то долго не понимала, что такое Великий Пост. А сейчас я настолько счастлива, что Господь так к нам милостив и терпелив, что дает нам время на то, чтобы задуматься, для чего зачем вообще мы в этот мир пришли, как спастись. Сегодня такая великая служба, я так долго её ждала (вечер перед 15 марта, начало Крестопоклонной недели - прим. МБ) и всем родным сказала. И коленноприклонная молитва, когда выносят Крест из алтаря... Вы знаете, у меня пульс, сердце стучит, если не в 10, то в 5 раз точно быстрее. Кажется, хочется так о многом попросить, рассказать, поблагодарить - а подходишь к Кресту - и замираешь от своего ничтожества, несовершенства перед величием Божием и уста замолкают - только припасть на колени, слезами сердца омыть этот Крест, сказать: "Господи..."

 

Андрей:

Молитвы сильные, длинные, по-другому себя чувствую. Я как окрыленный на длинной молитве. Но я привыкший, я по монастырям езжу, так что для меня в радость молитва длинная.

 

Наталья:

Что они значат....? Не знаю, торжественности больше, чем обычно. Прямо душа ликует. Сказать тут можно много, но теряешься. Мне очень нравятся эти службы. Больше задумываешься, что надо больше помогать, меньше согрешать. Больше добрых дел делать.

 

Елена:

Знаете, я редко посещаю постные службы - больше всё в выходные прихожу - а в выходные, мне кажется, они такие же, какие были. Единственное что - я была на покаянном каноне Андрея Критского - торжественная служба.

 

Надежда:

Ну а как же. Мы ведь хотим изменений – и эти изменения даже в самой службе уже закладывают в нас это изменение. Начинается с этого даже, можно сказать, с истоков. Как идёт сама служба. И человек всё переосмысливает. Вообще во время поста человек всё переосмысливает. Переосмысливается и служба. Человек думает: ой. Я на коленях, ой, я в темноте, я со свечёй... Всё это более, как бы тебе сказать... более Богоугодно всё происходит. Или ты стоишь, перебрасываешься репликами… или ты в темноте наедине со своими мыслями, своими молитвами. Я так думаю, это изменение даёт человеку, пересмотр всего. Идёшь после этой службы и переживаешь, как это всё прошло, как было на архиерейской.

 

Мария:

Не знаю, я не чувствую принципиальной разницы между службой в Великий Пост и службой в любое другое время. Единственное что – меня глубоко потрясает молитва Ефрема Сирина. И вы помните, ещё А.С. Пушкин, отмечал, насколько она пронзает сознание, пробуждает человека.

 

Надежда:

Ну, это жертва Господу. К сожалению, я нечасто хожу на такие службы по разным обстоятельствам. Но любые службы, любые Литургии способствуют изменению.

 

Ксения:

Обязательно, я до сих пор говорю: не забуду свою первую службу коленопреклоненную! Это было такое чувство! С тех пор я жду Пост – и именно эти службы. Именно в темноте и именно коленопреклоненные. И никогда не забуду, как я в первый раз на них пришла. Я только начинала ходить в храм. На мне было щеголеватое белое пальто, белые сапоги, белая сумка. И вот, я в первый раз вхожу в наш храм – я столько не входила в него, лет 20. А тут привезли мощи целителя Пантелеимона, и мы приезжали с дочкой. И вот, я вхожу – и как будто вижу себя со стороны – белое пальто, белые сапоги, вся в белом. Короткая юбка, короткое пальто, сумка белая... Я вхожу – и весь храм бум! - падает на колени. И я … грохаюсь, и у меня слёзы – и так хорошо! Вот это забыть вообще невозможно, как мне было хорошо! Я падаю, за мной падает дочка, и это вообще просто не пересказать! Поэтому служба для меня всё.

 

Анастасия:

Ну, я сейчас была на исповеди. Накипело много. А на службы хожу, если честно, только для успокоения себя. Я хожу - а внутри чище, легче.

 

Тамара:

Постные службы отличаются, я это чувствую. Да, чувствую благодать Божию. Простите, не знаю, как ответить Вам... Они всё равно отличаются. Себя как-то спокойней чувствуешь. И в постные дни, и на Литургии Преждеосвященных Даров, и на Литургии Василия Великого – везде есть благодать Божия. Но постные службы длиннее, отличаются. Здесь есть и молитва Ефрема Сирина, здесь больше поклоняемся Господу Богу.

 

Олег:

Раз нам церковный устав так велит, значит, надо нам на этих службах стоять и радоваться.

 

Прихожанка:

К сожалению, редко бываю на постовых, я работаю. Нет возможности бывать. Но конечно, однажды 1 мая я ходила. Но там всё по-другому, вы понимаете. Всё по-другому.

 

Валентин:

Конечно, и изменение песнопений и продолжительность служб. Все.

 

 

3. Связаны ли с Великим постом искушения в вашей жизни, или, наоборот, именно в пост все искушения отступают?

 

Татьяна:

Нет, вы знаете, наоборот. Вы знаете, так нападают. Накануне этого праздника мы все видим друг друга, сетуем друг на друга, сердимся и понимаем умом, что так нельзя. А всё равно согрешаем и между собой не находим языка общего. И сегодня говорим, что и не чувствуем вины, а всё равно какое-то чувство недовольства, неудовлетворенности, гнева вызвали друг у друга. Детки наши - вы знаете... ангелочки мои, что же они вытворяют! Накануне экзамен, а у них весна, у них любовь, они так себя ведут, вот если нежно сказать, то крайне безобразно. Помоги им, Господи, не ведают, что творят. В пост особо ощущаются искушения врага нашего. И мы, такие немощные, не готовы, не можем устоять пред этим. Только если припадаем ко Кресту и попросим Его помощи: "Господи, помоги нам, чтобы действительно стать детьми Твоими, очисти от всех грехов" - ну как-то вот так.

 

Андрей:

Искушений ещё больше, кстати, когда пост. Ну, молитвой и постом мы бесов отгоняем.

 

Наталья:

Да искушения, наверное, всегда бывают. Не только в пост. Не сказала бы, что больше или меньше. Не замечала такого.

 

Елена:

Мне кажется, во время поста искушений больше.

 

Надежда:

Нет, наоборот, я замечаю, что во время Поста искушений больше. Диавол как бы старается помешать нашему стремлению угодить Богу. Ведь мы приближаемся к Богу постом, все эти мысли, службы продуманны. А диавол бесится и безусловно нам помешать. То гнев вызовет, то другое что-нибудь неприятное, что потом думаешь: “Ой, что я сделал, ведь пост же – а я вот так вот...”. Так что я думаю, что искушений больше во время поста. Это связано с тем, что в наше время диавол лютует, вслед за нами лютует и ловит наше всё... Только мы отступились от Господа, он тут как тут, сразу: “наш человек”!

 

Мария:

Искушения всё-таки остаются всё те же, и грехи всё те же. Но немножечко расставляются приоритеты. Почему-то, особенно в начале Поста, мне намного легче поститься. В другое время поститься почти невозможно. Именно в Пост откуда-то берутся силы, и мне кажется, я эти силы не очень разумно расходую. Потому что всё время пытаюсь как-то “обмануть” Пост: я не поем мяса, но посижу в Интернете. Очень много сил уходит на это. И, когда смотришь, как ты прожила свой день, ты понимаешь: да, ты не нарушила формальных условий, но ты также объедалась, объедалась телевизором, новостями, как бы мирской суетой. Мне, конечно, очень печально это говорить, но кажется, я так ни разу и не постилась в своей жизни, как надо, как следует. Что со мной происходит? Тот же самый человек, какой был, такой и остаюсь. Разве что голодный.

 

Надежда:

Нет, всё-таки страсти в 10 раз увеличиваются, набрасываются и ждешь - не дождёшься Пасхи, когда отхлынет от тебя эта вся брань. И ходишь, скрипя зубами, и надеешься, что когда всё закончится, всё это разойдется, будет легче.

МБ: А после Пасхи легко?

Надежда: Легко.

 

Ксения:

Как это объяснить? Искушений нет – ни мяса не хочу, ни колбасы не хочу, вообще не хочу есть. А сны всякие снятся. Или ещё кажется, будто кто-то специально меня доводит, чтобы ругаться стала. Хочешь не ругаться, а кто-то доводит. Всё он, всё он. А с другой стороны, мы всё сваливаем: “всё лукавый, лукавый...” - а лукавый сейчас вылезет из угла и скажет: “сам в шоке”.

 

Анастасия:

Если честно, не очень замечаю.

 

Тамара:

В пост я стремлюсь, чтобы меньше было искушений и в пище, и в разговорах. Стремлюсь не включать телевизор, разве только новости, чтобы не поддаваться искушениям. Бывает, что я что-то не так скажу языком своим, как сегодня батюшка на проповеди сказал (проповедь было про празднословие – прим. МБ). Ну, бывает, конечно. Стремлюсь во время Поста больше исповедаться в своих грехах. Больше читать. Я стала больше читать. Читаю Закон Божий. Больше молитв читаю. Стараюсь сосредоточиться на молитве, на Богослужении. Простите меня, пожалуйста. Не беру благословение на послабление поста и вижу, что стало легче. Поклоны делать легче.

 

Олег:

Искушения всегда. Просто в пост мы больше стараемся освободиться от всех искушений. Отсюда у нас и молитва усиленная, и пост усердный.

 

Прихожанка:

У меня, много искушений. Везде приходится терпеть. И от соседей. Я давно это заметила, даже когда ещё в храм не ходила.

 

Валентин:

Искушений меньше.

 

Пост подходит к концу. Изменилась ли жизнь моя за время поста? Вырезан ли хоть какой-то грех из души моей? Достигнута ли великая цель, поставленная мной перед постом? Задавая себе такие и подобные вопросы, посмотрим, «чего еще недостает мне, чтобы иметь жизнь вечную»(Мф. 19:16,20).

Назад

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free