Материалы

Группа "Чудесенки": как включаются любовь и милосердие

Печать
Категория: Uncategorised
Дата публикации Автор: Super User

В воскресной школе Покровского храма растет и развивается одна необычная группа самых маленьких, но очень смышленых воспитанников. Под чутким руководством педагога Анастасии Сергеевны Беляковой, психолога со специальным дефектологическим образованием, молодые мамы вместе с детьми в игровой форме учатся взаимовыручке, милосердию, любви и терпению.

Группа «Чудесенки» Анастасия Сергеевна называет инклюзивной. В последнее время очень часто можно слышать слова «инклюзия», «инклюзивное образование» или «инклюзивная группа». Для родителей здоровых детей эти слова не имеют особого значения. Но для родителей, у которых есть дети-инвалиды, очень важно, что такая группа появилась в нашем городе.

Что же это такое инклюзивная группа в воскресной школе? 

Инклюзивная группа «Чудесенки» - это настоящий шанс для детей с особенными потребностями посещать воскресную школу наравне со здоровыми детками. Очень важно, что такие дети не изолируются, не скрываются от глаз общества.

Анастасия Сергеевна уверена, что никакие нарушения развития не должны становиться препятствием для полноценной насыщенной жизни ребенка, тем более его жизни в Церкви. Семьи с такими детьми становятся неотъемлемой частью прихода. Но далеко не каждый человек готов принять особого ребенка со всеми его проблемами и особенностями, рассмотреть в нем равноправного партнера по общению, деятельности. Создание инклюзивной группы – длительный процесс, требующий усилий со стороны не только педагогов, но и поддержки простых людей, прихожан, неравнодушных к проблемам развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группу «Чудесенки» посещают 15 детей в возрасте 2-5 лет, четверо из которых имеют ограниченные возможности здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы). За два года существования группы появились неплохие результаты.

В начале создания инклюзивной группы Анастасия Сергеевна предложила родителям пройти небольшой психологический тест, чтобы выявить их отношение к совместным занятиям здоровых ребят с детьми с ограниченными возможностями.

Большая часть родителей детей с ограниченными возможностями не были против совместных занятий, но переживали по поводу того, как их дети будут приняты здоровыми сверстниками и их родителями. А большинство родителей здоровых детей были согласны на присутствие детей с ограниченными возможностями на занятиях, но опасались по поводу отрицательного влияния такого общения на развитие здоровых детей.

Несмотря на все опасения, группа начала функционировать. Причем интенсивная работа велась не только с детьми, но и родителями, так как недостаточная информированность и психологическая неграмотность родителей как раз и рождает подобные опасения.

«Цели у наших занятий разноплановые, на нескольких уровнях, - рассказывает Анастасия Сергеевна. - Во-первых, конечно, базовый уровень - привить любовь к вере через развивающие занятия. Причем не только деткам, но и мамочкам. Так как это очень важно, в том числе для того, чтобы справляться с материнскими обязанностями и трудностями. Они всегда есть в жизни любой мамы. Также занятия направлены на то, чтобы выработать умение уступать, уважение к старшим, привить доброту, сочувствие, взаимоподдержку. И в целом научить здоровому взаимодействию друг с другом и с миром. Важно то, что мамы и дети играют вместе, молятся вместе. Это способствует их сближению, улучшению детско-родительских отношений, и вообще климата в семье».

Каждое занятие начинается с совместной молитвы. Затем все участники поют «Приветственную песенку», в тексте которой отмечается имя каждого из учеников. Это помогает установить доброжелательную атмосферу, дать понять каждому малышу, что ему рады, его здесь ждали.

Основная часть занятия может изменяться как по форме организации, так и по содержанию. Анастасия Сергеевна в игровой форме рассказывает о святых, об их жизни, подвигах, добрых делах. Это очень важно, так как дети нуждаются в примере, у них появляется герой, которому хочется подражать.

Большую роль в жизни «Чудесенки» играют творческие мероприятия. Ведь в сценках, постановках, выставках участвуют абсолютно все ребята, независимо от наличия таланта и способностей. На таких занятиях нет особых требований, критериев оценки успешности выступления. Это повышает самооценку ребенка и родителя, внушает оптимизм и желание развиваться дальше.

На занятиях арттерапевтической направленности педагог применяет методики, доступные детям с любыми возможностями: кляксотерапия, рисование поролоновыми губками, фольклорные танцы, игра на ложках и др.

Родители на таких занятиях учатся взаимодействовать со своим ребенком, устанавливают и поддерживают теплые отношения с другими членами группы, учатся взаимопониманию.

В конце каждого занятия в трапезной храма проходит совместное чаепитие. За чашкой чая родители обсуждают проблемы воспитания ребенка в вере, делятся своими радостями и достижениями. Так, постепенно родители нашли общие темы для общения, и многие семьи, включая и семьи с особыми детьми, встречаются и вне занятий, совместно проводят досуг. Самое главное, что дети привыкают друг к другу и постепенно их общение перерастает в настоящую дружбу. Это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, круг общения которых весьма ограничен.

Интересно, что через год после начала систематических занятий в группе «Чудесенки» Анастасия Сергеевна провела повторный опрос родителей, чтобы выявить отношение к детям с ограниченными возможностями и инклюзивному дополнительному образованию. И результаты работы не заставили себя ждать: для детей с особенностями развития – нормально развивающиеся детки стали примером для подражания, своеобразными учителями. И их развитие не стоит на месте, а постоянно они овладевают новыми умениями и навыками, и учатся общаться и не бояться здоровых деток, доверять им и чувствовать себя такими же. Для здоровых детей такой опыт стал источником нравственного воспитания. Ребята постарше стали понимать, что дети-инвалиды – такие же дети, как и они сами, учатся помогать им, сопереживать и защищать. У родителей прошли все опасения, которые тревожили их в начале занятий.

Анастасия Сергеевна также проводит мастер-классы и консультации для родителей, где делится своими знаниями и опытом в области детской психологии и педагогики. Во время этих встреч педагог затрагивает вопросы, связанные с проблемами воспитанием ребенка в Православной вере.

У «Чудесенки» уже появились свои традиции. Каждые три месяца на мероприятии, посвященному поздравлениям именинников, родители вместе с детьми просматривают видеозаписи с приходских семейных праздников. Анастасия Сергеевна вручает небольшие сувениры и фотографии.

С Божией помощью, благодаря пожертвованиям неравнодушных прихожан и жителей города, окончено строительство воскресной школы. К концу подходит ремонт. Для группы «Чудесенки» выделяется кабинет, который Анастасия Сергеевна мечтает полностью оборудовать для инклюзивных занятий. Все занятия проводятся бесплатно. На них присутствуют многодетные и малообеспеченные семьи, семьи с приемными детьми, с различными диагнозами. Они не могут в силу ограниченных материальных возможностей позволить себе платные занятия, столь необходимые для развития их детей. В связи с этим в группе есть необходимость создания специально оборудованной сенсорной комнаты, учитывающей все особенности развития детей-инвалидов. Все желающие могут помочь этому благому начинанию.

Благотворителям

Вы можете пожертвовать денежные средства на оборудование кабинета для инклюзивных занятий настоятелю Покровского храма, а также можете перечислить их на счет в банке:

р\счёт 40703810500000000098 в Филиале ООО «Промсельхозбанк» в городе Энгельсе, к\счёт 30101810100000000892, БИК 046375892, ИНН 6449020229, КПП 644901001, получатель — приход храма Покрова Пресвятой Богородицы города Энгельса Саратовской области.

Назад

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free