Материалы
Всякое дело требует молитвы
Порой у человека, заходящего в храм, возникает вопрос: чем записка «О здравии» отличается от той, на которой написан «Молебен»? Как их правильно заполнять и какую лучше выбрать?
По словам священника Павла Флоренского, для верующего человека «даже мелкие подробности жизни, даже частные стороны ее подлежат особым освящениям, чтобы вся жизнь его, как сетью артерий, питалась благодатью». Поэтому «всякое новое дело требует молитвы о нем, особливого освящения своих начатков». Это стремление — совершать все с Божией помощью и по Его благословению — лежит в основе молебного пения, или молебна.
Молебен — это особое богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Господа, Богородицу или святых угодников Божиих. Молебны приурочиваются обычно к какому-нибудь событию в церковной жизни (храмовым праздникам, дням памяти святых), а также совершаются во времена радостных или тревожных событий в жизни Отечества, отдельной местности или церковной общины — победы над врагом, нашествия неприятелей, стихийных бедствий — засухи, ливневых дождей, неурожая, эпидемий и т. д.
Урок литургики
Учиться молиться и благодарить
Святитель Григорий Богослов спрашивает: «Отчего неурожаи, тлетворные ветры, град? Отчего порчи в воздухе, болезни, землетрясения, волнения морей и небесные явления?» И отвечает: «Тварь, созданная в наслаждение людям, — сей общий и равный для всех источник удовольствий, — обращается в наказание нечестивых, чтобы мы тем же самым, чем были почтены и за что оказались неблагодарными, теперь вразумились и познали силу Божию в злостраданиях, когда не познали ее в благотворных действиях». Все бедствия и несчастья в жизни человека происходят при Божием попущении, и поэтому Святая Церковь внушает нам, что лучшее средство против всякого бедствия — это молитва, покаяние и исправление жизни.
Церковь издревле обращалась с молитвой ко Господу во время стихийных бедствий. Например, последование молебного пения во время бездождия относится к числу древнейших. Священное Писание говорит, что как возникновение бездождия, так и прекращение его могут совершаться силою молитвы: Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился; и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой (Иак. 5, 17–18). В молитвах этого чинопоследования изображаются беззакония людей, которые бесчинствовали и отвергали заповеди Творца. Описанный в них род грехов в нравственном мире есть то же самое, что засуха в мире вещественном.
Помимо стихий, то есть природной среды, окружающей человека, Церковь благословляет и освящает и непосредственную сферу обитания человека — «град», «монастырь», «дом», «корабль», всевозможные предметы быта, хозяйства и т. д.
Молебны служат и по просьбе отдельных верующих в связи с различными жизненными обстоятельствами, связанными со здоровьем человека, началом какой-либо деятельности или путешествием.
Церковь ежедневно приносит молитвы Богу о плавающих и путешествующих, потому что они подвержены большей опасности в пути и особенно нуждаются в помощи Божией. Помимо этой ежедневной молитвы Церковь совершает особый «Чин благословения в путешествие (в путь шествующим)». Перед отправлением в путь коленопреклоненно молились апостолы (см.: Деян. 21, 5). Благословляя путешествующих, Церковь молится Господу, Который есть «путь и истина», чтобы Он простил им вольные и невольные грехи, сопутствовал им в пути, как некогда Евангелисту Луке и Клеопе в Еммаус, послал им Ангела хранителя, как некогда Исааку, Товии. Она просит Его избавить плавающих от потопления, как некогда апостола Петра и прочих апостолов (см.: Мк. 4, 35–41).
Стремясь помочь родителям в правильном воспитании и образовании детей, Церковь благословляет и освящает начало учебного года. В чине этого молебна говорится о том, что начало всех наших действий должно совершаться с молитвами и что знания можно получить лишь от Бога. Поэтому родители, стремящиеся научить своих детей пониманию Божественных Писаний, должны начинать с церковных молитв о благословении, «ибо сеющие с благословением — с благословением и пожнут».
Помимо просительных взываний ко Господу, мы обязаны благодарить Его. Ведь нет выше молитвы, чем молитва благодарственная. Церковь с древних времен совершает «Последование благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием». «Да будет известно каждому христианину, — говорится в начале этого последования, — что мы должны обо всем необходимом для нашей телесной и душевной пользы в домашней молитве и в церкви просить у Бога — Подателя всех благ, также и за всякое полученное нами благодеяние от Бога благодарить Его в своей домашней молитве и всенародно благодарить Его в храме как Благодетеля нашего и просить иерея воздать благодарение Богу». Принося свои благодарственные молитвы Господу, Церковь просит Его принять наше благодарение и помиловать нас.
Зачастую с молебном в народе связано немалое количество заблуждений, в частности, мы неправильно понимаем его значимость, относясь к молебну более внимательно, чем к самой Литургии. Божественная литургия, на которой приносится Бескровная Жертва — Христос, благодаря которой мы имеем надежду жизни вечной и, приобщаясь Ее, соединяемся с Самим Богом, теряет свое значение, отходит на второй план по сравнению с более понятным молебном. Мы должны осознавать, что в самой Литургии уже заключено исполнение всех прошений. А молебен — лишь дополнительное наше прошение в какой-то нужде. Потому неправильно пропускать Литургию или присутствовать на ней рассеянно и невнимательно, а к молебну относиться с большим вниманием.
Как правильно оформить записку
Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться. Порой человек не дожидается совершения молебна и уходит из храма, оставляя только записку. Конечно, Господь приемлет всякую жертву, но не действеннее ли помолиться нам вместе со священником?
Как правильно подать записку? Записка на молебен, в отличие от обычной записки, начинается с указания, кому — Господу, Матери Божией или какому святому — возносится молебен. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение, по следующим правилам:
1. В записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
2. Лучше всего записки подать вечером или рано утром, до начала службы.
3. Вписывайте имена близких не второпях, но с осознанием того, что вы делаете. Думайте о них с глубоким чувством сопереживания, поминайте их с искренним желанием им блага — это уже ваша молитва за них.
4. Записка должна содержать не более десяти-двенадцати имен. Если вы хотите помянуть большее количество родственников, подайте несколько записок.
5. Имена должны быть написаны в родительном падеже, то есть отвечать на вопрос «кого?».
6. Первыми указываются имена архиереев, священников, диаконов, причем с указанием сана: Митрополита Лонгина, Епископа Пахомия, иерея Александра, диакона Сергия. Затем пишите имена своих родных и близких.
7. Все имена должны соответствовать полному церковному написанию (Георгия, а не Юрия, Николая, а не Коли).
8. В записках не указывают фамилии, отчества, возраст, степени родства, должности и звания.
9. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец (младенца Иоанна).
10. Если вам кажется это важным, в записках перед именами можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного», но не стоит указывать грехи (к примеру, «пьющего»), осуждая таким образом человека.
* * *
Хорошо приучаться к молитве Иисусовой на церковных службах. Присутствуя на них, к чему бесплодно и душевредно скитаться мыслями повсюду? А этого невозможно избежать, если ум не будет привязан к чему-либо. Займись молитвой Иисусовой, она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным — вместе, неприметным образом и постепенно, обучишься умной молитве.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним.
Преподобный Иустин Попович
Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу — так молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную.
Святитель Иннокентий Московский
Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню. За дверьми остаются (не доходят до Бога, не бывают услышаны Им) те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.
Преподобный Ефрем Сирин