Материалы
ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ОБЩЕЖИТЕЛЬНОГО МОНАШЕСТВА
ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ОБЩЕЖИТЕЛЬНОГО МОНАШЕСТВА
28 мая Православная Церковь празднует память преподобного Пахомия Великого, основателя общежительного монашества.
Будущий основатель общежительного монашества родился в Верхнем Египте, к северу от Фив, в языческой семье. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был взят в армию императора Константина. По окончании войны воины оказались в тюрьме г. Эсне, которую посетили христиане, утешая пленников и предлагая им пищу. Поддержка арестованных, оказанная ради Бога людьми неизвестными, глубоко тронула душу юноши. Пораженный милосердием христиан, он дал обет верности Христу и около 312 года принял крещение. Совершенствуясь в духовной жизни, Пахомий провел три года под руководством отшельника Паламона, а затем поселился в Тавенне (Фиваида).
Однажды во время молитвы подвижник услышал голос: "Пахомий, Пахомий, подвизайся и оставайся на этом месте; построй себе обитель и множество людей придут к тебе, чтобы стать монахами и получат они пользу душам своим". Пахомий сообщил об этом откровении своему наставнику, авве Паламону, и они вместе построили небольшую обитель. Затем Паламон вернулся в место своих прежних подвигов, предсказав близость своей смерти и славу монастыря Пахомия.
Около 325 года стали приходить к нему первые ученики, и для утверждения их в добродетели Пахомий наложил на них некоторые правила. Слава о благочестии и мудрости Пахомия стала распространяться по Египту, число ищущих иноческой жизни быстро возрастало, и уже в 329 году был построен монастырь в Пабау.
Это было началом учреждения братства, состоящего из нескольких монастырей, объединенных одним наставником, общим уставом и правилами жизни. Между иноками монастыря никто не имел пресвитерского сана, и сам Пахомий по смирению не хотел принимать этот сан. Если же приходили священники, имеющие желание стать монахами, авва не отказывал им в приеме.
С умножением братии Пахомий устраивал новые монастыри, под его руководством строились церкви и формировался устав обители. Залогом духовного совершенствования иноков служило точное исполнение устава и полное послушание начальнику. Для нарушающих правила были предусмотрены средства исправления по ступеням: обличение и увещание виновных, молитва и покаяние, выговор и наказание; иноки, не способные к исправлению, изгонялись. Так, жития сообщают об изгнании 80 человек из местечка Обакат, поскольку Пахомий увидел в них плотские помышления.
Все в монастырях Пахомия было общим. Два раза в сутки, днем и ночью, иноки собирались в церкви на службу, во время которой читалось двенадцать псалмов и главы из Ветхого и Нового Завета. Пахомий придавал большое значение частым беседам и общим поучениям в течение недели, из которых сам он проводил три: одно в субботу и два в воскресенье. Начальники монастырей также произносили три поучения в неделю, а старшие в домах говорили поучения своим монахам в среду и в пятницу. В монастырях было много домов, каждым из которых заведовал особый начальник. В каждой келий жили три монаха, но им запрещалось разговаривать между собой. Все свободное от работы время посвящалось изучению Священного Писания и размышлению о нем, поэтому праздных разговоров не могло быть среди братства, и любая взаимная беседа служила к назиданию друг друга мыслями и словами Библии.
Большая часть иноков была из простых поселян. Не умеющих читать приставляли к старцу для изучения грамоты, кроме того, они должны были ходить к нему в первый, третий и шестой час слушать чтение псалмов и посланий. Монастыри имели библиотеки и скриптории, в которых обычно переписчики по указанию начальники списывали книги, необходимые для духовной жизни. Иноки соединяли с духовными упражнениями физический труд: земледелие, плетение корзин, ткание рогож и одеял. В Тавении трудились кузнецы и плотники, красильщики и дубильщики кож, сапожники и садовники. В трех монастырях (Тавении, Пабау, Пахнум) были пекарни.
Всего Пахомий учредил 11 монастырей - 9 мужских и 2 женских, в которых спасалось более 1000 иноков. Братья жили по одному уставу и находились под единым руководством. Пахомий, будучи главой всех монастырей, посещал каждую обитель в течение года, давал наставления, подкреплял слабых и поддерживал всех, ибо ему были открыты Богом состояние души и помыслы каждого. Слава святого Пахомия распространилась по всему христианскому миру, и желание вступить под его руководство приводило в Фиваиду людей не только из Египта, но и из других стран Запада и Востока.
Какое же значение имели монастыри Пахомия Великого для соприкасавшихся с ними людей? Образ жизни монахов, требующий отречения от своей воли, собственности, брака и воспитывающий любовь к Богу и ближним, образовал из себя спасительный контраст против окружающей действительности. Монашество призывало всех к покаянию и исправлению, что несомненно вело к улучшению нравственного климата в Египте и способствовало победе над язычеством. Требование Пахомием умения читать и писать, изучение Священного Писания привело к тому, что вскоре монастыри стали центрами кульутры и распространения грамотности. В стенах монастырей зародилась и оригинальная коптская литература, которая первоначально имела более назидательный характер. Письма, послания и проповеди Пахомия, насыщенные цитатами из Священного Писания, помогали направить жизнь на путь спасения и святости.
Но наибольший след в истории оставили правила святого Пахомия. Их влияние мы находим во многих монастырских уставах Западной Европы, Византии и христианского Востока.
Наконец, нетрудно заметить, что общежительная форма является преобладающей в истории монашества. Многие традиции и основные идеалы Пахомиева иночества нашли свое продолжение не только в монастырях Византии и Древней Руси, но и Сирии, Армении, Эфиопии и Египта. Основные принципы - отречение от мира, смирение, послушание, нестяжательность, безбрачие - стали каноническими, и теперь без них невозможно представить жизнь современного монашества.
Е. Иванова
Издания Воронежской епархии