Материалы
В чем наша миссия?
В чем наша миссия?
Продолжается Петров пост, который также называют Апостольским или Миссионерским. А в чем в наши дни заключается миссия человека в Церкви, как ее определить и выполнить? Об этом рассуждают священнослужители Покровской епархии.
Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска священник Аркадий Махсумов:
Перед вознесением Господь оставил Своим последователям одну из главных заповедей: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Спаситель заповедовал свидетельствовать о Нем. Это свидетельство можно нести на разных языках, но гораздо важнее «говорить» о Христе личным примером. Если мы живем христианской жизнью, то мы свою миссию выполняем. Если мы красноречиво говорим, а в это время не можем явить своими делами того, о чем говорим, тогда мы миссию либо выполняем неполноценно, либо не выполняем совсем, а может, и дискредитируем.
Миссия — это проповедь, донесение до людей сердечного знания, которым мы обладаем, это попытка передать ощущения от встречи с Господом, которая в жизни каждого воцерковленного христианина обязательно происходит. Мы прекрасно знаем, что можно прожить жизнь, но с Богом так и не встретиться. Но если мы с Ним встретились, то радость этой встречи нужно передать окружающим.
Человек всегда слышит свою совесть. Если он ее не заглушает, понимая, что в нем звучит нечто, не подвластное ему, то рано или поздно, слушая этот внутренний голос, человек осознает, что он сотворен Богом. Он ищет смысл жизни, понимает, что эта жизнь конечна, и задается вопросом: «А что мне сделать, чтобы принести пользу Творцу и наполнить свою жизнь еще большим смыслом?». У каждого есть талант или дар, данный Господом. Сообразно с этим даром, мы можем служить и быть полезны. Например, человеку дано быть хорошим музыкантом, и если посредством этого таланта он служит Богу, а не сомнительной массовой культуре, то он выполняет свое предназначение.
На мой взгляд, самая высокая миссия — миссия осознанная. Имеется в виду, что человек приходит к Богу с пониманием, что Ему можно послужить полноценно только в Церкви. Не важно, в качестве священника, благотворителя или добровольца, бескорыстно отдающего время и силы общине. Мне кажется, такая возможность есть у каждого, главное — ее разглядеть и принять, а не отодвинуть от себя. Но мы знаем, что невольник не богомольник. Бог не спасет человека без его трудов, потому что спасение совершается по любви. Человека, который сознательно бежит от этого, невозможно привести в Церковь, подвести к пониманию миссии и долга. Другая крайность — это мнение, в большей степени новоначальных христиан, о том, что мы готовы и можем сделать для Церкви нечто особенное. Нам иногда кажется, что мы идеально делаем то-то и то-то, а по промыслу Божию открывается, что мы должны трудиться на другом поприще. Это критический момент в жизни человека, когда нужно проявить христианское смирение, и довериться Богу, и выполнять то, чего Он от нас требует.
Настоятель храма в честь Рождества Христова г. Балаково священник Николай Бильчук:
Апостол Петр, обращаясь к христианам, говорит: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Этот ответ должен заключаться, по толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, не только в словах, но и делах. Наше свидетельство о вере, Церкви и Боге должно подтверждаться через доброделание. К этому призывает Господь: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Свидетельство православных христиан словом и делом о вере, духовном опыте и евангельских заповедях, наверное, и есть одна из наших самых важных задач. Господь, придя на землю, принес благую весть о Царствии Божием, раскрыл учение апостолам, первым христианским миссионерам, и перед Своим вознесением повелел научить все народы. Через апостолов Бог обращается ко всем людям. По мысли митрополита Антония Сурожского, все мы должны быть в каком-то смысле предтечами Господними по отношению к тем, кто еще не знает Христа, чтобы подготовить их к принятию Евангелия и христианской веры.
Христианин не должен уклоняться от возложенной на него ответственности по нерадению, лености и другим причинам. Все, что дается в жизни, нужно ценить, чтобы потом, потерявши, не плакать. Но, тем не менее, не нужно специально искать какой-то миссии. Нужно просто быть хорошим христианином, жить церковной жизнью, исполнять заповеди Христовы, и тогда Господь Сам определит человеку место для спасения и пользы Церкви. Только при условии, что мы будем послушны Церкви. А мы часто этого не понимаем, пытаемся быть самостоятельными. Митрополит Антоний Сурожский по этому поводу приводит хороший пример. Мама учит ребенка писать, она берет его руку, помогая выводить буквы. В какой-то момент ребенок видит, как красиво получается, и начинает думать, что это он пишет. Он выдергивает руку, а выходят каракули. Точно так же происходит в жизни человека.
Настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая п. Новопушкинское священник Алексий Талалаев:
Миссия — это прежде всего поручение. Каково наше поручение, мы видим в Евангелии от Матфея. Господь, посылая учеников на проповедь по всему миру, говорит: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Апостолы должны были учить не столько словами, но и делами. Вся их жизнь была проповедью, миссией.
Какова же миссия человека в Церкви? Стоит снова обратиться к Священному Писанию, а именно к Нагорной проповеди Спасителя, где Он говорит ученикам: Вы — свет мира (Мф. 5, 14). Вот наша миссия — являть миру свет Истины, потому что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). Христианин — отражатель Божественного света. Как Луна светит отраженным солнечным светом, так и христианин светит светом, полученным от Бога. Жития ветхозаветных и новозаветных праведников подтверждают, что этот свет не является чем-то аморфным. После беседы с Богом лицо пророка Моисея сияло так, что люди не могли на него смотреть, а преподобный Серафим Саровский сиял во время молитвы. Мы тоже можем приобрести этот свет. Через исполнение воли Божией. Своими поступками, верой мы должны каждому человеку, еще не знающему жизни с Богом, явить опыт нашей собственной жизни с Христом.
Апостол Павел говорит, что люди в Церкви обладают разными дарованиями: одни являются апостолами, другие — пророками и так далее. Невозможно выполнять всё и стараться быть всем. Каждому Господь дает талант, наделяет определенным душевным устроением, мировосприятием. Человек должен действовать в Церкви через свои дарования. Кто-то может быть богословом или проповедником, кто-то богодухновенно пишет службы святым, а кто-то с любовью помогает ближним. Нужно быть честным с собой и признавать, что ты можешь сделать на данный момент. Святые отцы говорят: чтобы научиться делать добро, нужно просто начать его делать. Веру нужно являть так же: через поступки, начав с себя, с борьбы со страстями и тем самым показав окружающим, что вера Христова действительно меняет, что мы христиане не на словах.
В Библии есть слова: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10), которые должны напоминать нам, как выполнять миссию. Повторюсь, чтобы выполнить свою миссию хорошо, не нужно браться за великие свершения, нужно потихоньку делать то, что мы можем делать сейчас. И, по словам Спасителя, если мы будем верны в малом, то Господь доверит нам нечто великое. Мы не можем не замечать той великой миссии, которую Господь возлагает в момент Крещения. Мы добровольно соглашаемся ее выполнять, а если нет, то уподобляемся рабу, который, получив талант серебра, вместо того, чтобы приумножить, из трусости и лени зарыл его в землю и в итоге подвергся суровому наказанию.
Настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) священник Сергий Сивоплясов:
Господь повелевает апостолам: идите и научите. Фактически это и есть миссия учеников Христа. Дальше Он говорит: крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Это задача духовенства. Любое движение человеческой души в Церкви и даже вне Церкви можно назвать миссией. Апостол Павел говорит, что язычники, ведомые судом совести, своей праведностью в некоторых случаях превзошли ветхозаветных книжников и фарисеев. Человек некрещеный или нецерковный руководствуется в жизни какими-то правилами, стараясь жить в мире со своей совестью. Это касается всех людей, но для воцерковленного христианина идеал – жизнь с Богом. Если мы хотим быть с Христом, то должны руководствоваться словами: идите и научите, после которых в Евангелии Господь говорит: и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Человеку не просто пойти и научить, для этого необходимо обладать знаниями и определенными качествами, которые достигаются путем самосовершенствования, взращивания духовных плодов. Например, такие добродетели, как любовь, которая вбирает в себя все остальные добродетели, или смирение должны проявляться во всех направлениях деятельности человека. Если мы ищем миссию в Церкви и вне Церкви, то она должна распространяться на всех и быть универсальной. Любовь – высшая добродетель, стяжав которую человек достигает максимума, так как это значит, что он стяжал все остальные добродетели. А чтобы достичь максимума, надо начинать с малого. Духовная практика показывает, что это молитва и покаяние, только потом стяжание добродетелей. Но и здесь стоит помнить, что Господь видит наши намерения, и если мы не можем чего-то достичь, значит, так нужно для нашего смирения, для осознания, что без Бога мы не можем ничего. Как пример оконченной, завершенной миссии можно привести жизнь любого святого, потому что быть с Христом — значит соответствовать Ему, быть святым.
Подготовила Дарья Хохлова