Материалы
Приход Покровского храма
Беседа с настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) иереем Сергием Сивоплясовым
– Отец Сергий, 17 октября Божественную Литургию в Покровском храме совершили Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин и Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. По окончании Богослужения Митрополит Лонгин сказал: «Для меня Покровский храм был дорог с первых дней моего служения на Саратовской земле, потому что этот храм является памятником вере, твердости, мужеству православных верующих людей России». Поясните, пожалуйста, для читателей, не знакомых с историей Вашего храма, эти слова.
– Действительно, не смотря на то, что храм наш не является ни памятником архитектуры, ни старинным зданием, его можно назвать памятником вере. Потому что только вера могла создать храм в пятидесятые годы прошлого столетия, когда их закрывали и разрушали. Он был построен по ходатайству многих жителей города. Тогда не было еще моста через Волгу, переправа осуществлялась летом на паромах, зимой на санях. Во время разлива добраться до Саратова было практически невозможно. А люди не смотря на советскую власть, также хотели венчаться, крестить детей, отпевать своих родственников.
Поэтому верующие жители очень хотели построить храм, даже обращались к Патриарху с просьбой поспособствовать в этом. Но до 1954 г. разрешения советская власть не давала. Однако строительству нашего храма, как ни странно, помогло распространение баптистских общин в городе. Их проповедники были в основном из Америки, чиновники по делам религии испугались того, что все больше и больше людей будет обращаться в баптизм, и на них будут влиять из-за рубежа. Было дано разрешение строить храм в Покровске. Для него на притоке Банного озера, который проходил через улицы Станционную и Тракторную, верующие приобрели участок у одного из покровчан.
Понятно, что храм строили без архитектурного проекта, без положенных геодезических изысканий, потому внизу он достаточно сырой. Строили Покровский храм в основном люди пожилого возраста. Кирпичи добывали с большими трудностями: кто-то пек их дома, кто-то выписывал на свои печки и, смиряясь с тем, что дома будет холодно, вез их на строительство храма. Хотя строительство и было разрешено, но участие в этом деле грозило увольнением с работы, из партии. Поэтому если в строительстве принимали участие более или менее молодые люди (40-50 лет), которые еще не были на пенсии, то работали они ночью. Зажигали небольшой костер и при его свете строили. Как только слышали шум машины, тушили огонь и прятались. Строили в основном женщины. Не знаю, есть ли еще в России храмы, которые были построены в это время и таким образом.
– Жители г.Покровска (Энгельса) знают, что в Покровском храме множество старинных икон. А как они туда попали, если храм строили в пятидесятые годы?
– А как попадают старинные иконы в храм? Либо они находятся там с древности – так сохранились иконы в тех немногих российских храмах, которые в советское время не закрывались. Либо их передают из музеев. Либо приносят прихожане, которые сохранили старинные иконы в своих домах после разрушения городских и сельских храмов. В наш Покровский храм прихожане принесли уцелевшие иконы из всех храмов города. И до сих пор несут старинные иконы своих бабушек, родителей.
В настоящее время мы сделали проекты настенных и напольных киотов, в которых будем эти старинные иконы устанавливать. В них иконы и сохраняться, и смотреться будут лучше.
– Какая икона у вас в храме наиболее почитаемая?
– Икона Божией Матери «Избавительница», которая поражает своим теплым письмом. Она была принесена к нам из Узморья. Каждое воскресенье после Литургии мы служим молебен с водосвятием, в состав которого входит акафист иконе Божией Матери «Избавительница».
У этого образа молятся многие прихожане и часто получают просимое. Об этом свидетельствует множество приношений на иконе. Есть даже иерейский крест, который пожертвовал священник, когда после усердных молитв Богородице у этого образа у него родился ребенок.
И до сих пор не проходит недели, чтобы кто-то не принес пожертвование в благодарность. Если бы мы повесили все приносимые вещи, то иконы просто не было бы видно. Поэтому приняли решение повесить только золотые вещи, а серебро оставить в ризнице храма.
– Чем сегодня живет приход Покровского храма?
– В первую очередь, конечно, участием в богослужении, общей молитвой. У нас постоянно служатся акафисты перед иконой Божией Матери «Избавительница» и акафист Покрову Божией Матери вечером в воскресенье (если нет полиелейного праздника). Ранее группа прихожан читала во время поста Псалтирь, поминая о здравии и об упокоении имена родственников. Теперь мы будем читать Псалтирь всем приходом, будем служить молебен перед началом чтения.
Мы с прихожанами, стараемся помогать нуждающимся. Вчера отправили пожертвование в Вязовку – там живет община верующих, которые стараются бросить пить и вернуться к нормальной жизни. Они трудятся, зарабатывают себе на жизнь. В эту общину мы устроили одного из тех бездомных, которые принимают участие в наших бесплатных обедах.
С конца октября в нашем храме начала работать воскресная школа для взрослых. По субботам в три часа дня я провожу беседы или уроки о Православии, и хотя они проходят по определенному плану, можно придти на любую из них. Первая лекция у меня была посвящена смыслу христианской жизни, прихожане задавали очень много вопросов.
– А много в вашем храме прихожан?
– На Всенощном бдении в субботу бывает человек 60, а на двух Литургиях в воскресенье – человек 300. Люди, к сожалению, не придают большого значения вечернему богослужению. А может и не знают, что оно обязательно в подготовке к Литургии. Ведь в основном именно на Всенощном бдении читаются каноны, поются песнопения празднуемому событию. Оно содержит больше сведений о святом или празднике, чем песнопения Литургии.
– Получается, что человек может годами ходить в храм, знать там священников, но при этом совсем не знать богослужения.
– Прихожане порой относятся к священнику как к какому-то клерку, офисному работнику, который просто обязан благословить, покрестить, утешить, помочь. А послушание, которое должно быть при этом в отношениях между священником и прихожанином, полностью отсутствует.
– Как бы определили Вы, кто является настоящим прихожанином храма?
– Это человек, который участвует в жизни храма. Причем у этого участия много граней. Во-первых, это человек, у которого есть постоянство в духовной жизни: он постоянно приходит на богослужение, исповедуется, причащается. С другой стороны он и материально пытается нести ответственность за храм, и даже просто помогает физическим трудом. У нас, к примеру, довольно много прихожанок, которые остаются после службы помыть полы. Есть мужчины, которые регулярно предлагают чем-то помочь в хозяйственных работах. Это очень важно для нас, ведь из рабочих у нас только завхоз. Есть люди, которые постоянно помогают кормить бездомных. Такие помощники становятся основой нашей церковной семьи.
– А имеет ли право прихожанин, активный участник жизни прихода, подойти и задать настоятелю вопрос: «На что пошли пожертвованные мной средства?»
– Да мы право то имеем на все. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Вопрос можно задать любой, и я могу на него ответить. Не такое большое количество прихожан жертвуют большие суммы денег, поэтому запомнить их легко. Но возникает встречный вопрос: прихожанин, отдавший деньги на храм, что хочет получить взамен? Если он ищет выгоду для своего тщеславия, то вопрос такой задать не лишне, чтобы рассказать потом знакомым, что пожертвовал, например, 50 кирпичей на воскресную школу. А если он хочет творить по заповеди Спасителя милостыню втайне, то такой вопрос, как правило, даже не возникает.
– Но понять людей все же можно. Наше время принято называть сложным. И я думаю, что главная его сложность заключается в том, что никто ни кому уже не верит – ни светской власти, ни церковной.
– Безусловно, но нельзя одним аршином мерить светскую жизнь и церковную. Насколько правильно распределяются средства на приходе, прихожане могут судить даже просто по внешним делам. А потом не надо сбрасывать со счетов, что храм – это не какой-то шалаш в чистом поле. Приходится регулярно платить за электричество, за газ, за свет, за отопление. Зарплату получают сотрудники храма, которым нужно вовремя платить, чтобы они от нас не сбежали и с голоду не умерли. Поэтому пожертвования прихожан могут идти и на такие повседневные траты, не говоря уже о таких сверхзадачах, как смена отопления, штукатурка стен или постройка воскресной школы.
Стоит также отметить, что некоторые хозяйственные вопросы решают настоятель и его помощники, им виднее, что нужно сделать в первую очередь. Нам, к примеру, пришлось поменять отопление в храме, потому что у нас постоянно простужались свечницы. Священническая комната, кабинет для сотрудников вообще не были отапливаемы. Мы утеплили все эти помещения, а также галерею, куда скоро на время перенесем воскресную школу.
– Как продвигается развитие воскресной школы при вашем храме и строительство здания для нее?
– Продвигается. Предыдущий настоятель отец Владимир Серов заложил для здания воскресной школы фундамент, и еще ему благотворители пожертвовали 30 тысяч кирпича. И я с самого назначения обдумывал, как продолжить строительство этого здания. Потому что имеющихся материалов не хватило бы и на первый этаж, а желающих сделать пожертвование не было. Но все-таки решил начать строительство. И когда это решение созрело, появились помощники. Один человек дал нам машину для кирпича, другой пожертвовал песок, третий – цемент. А когда уже началась стройка, люди стали жертвовать кирпич. Господь стал помогать, когда мы сами активно взялись за работу.
В настоящее время уже построен первый этаж. В этом здании будет располагаться воскресная школа, библиотека, актовый зал, а также все храмовые службы – ризница, трапезная, баптистерий. Потому что сейчас они находятся в очень тесных помещениях, состояние которых очень ветхое. Например, воскресная школа сейчас ютится в здании библиотеки. А у нас уже две группы детей – младшая и средняя. Мы в последнее время ввели новые предметы в программу, увеличили количество педагогов и как следствие – увеличилось количество учеников.
– Вы недавно назначены на должность настоятеля. Что бы Вам хотелось сделать для этого храма?
– Пока с помощью Божией все планы мы потихоньку выполняем. Много чего еще хотелось бы сделать. В первую очередь – еще больше сплотить приход, чтобы он действительно был настоящей христианской семьей. Но это, конечно, дело времени.
Беседовала Марина Шмелева