Материалы

ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ОБЩЕЖИТЕЛЬНОГО МОНАШЕСТВА

Печать
Категория: Uncategorised
Дата публикации Автор: Super User

ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ОБЩЕЖИТЕЛЬНОГО МОНАШЕСТВА

28 мая Православная Церковь празднует память препо­добного Пахомия Великого, основателя общежитель­ного монашества.

Будущий основатель общежи­тельного монашества родился в Верхнем Египте, к северу от Фив, в языческой семье. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был взят в армию императора Кон­стантина. По окончании войны воины оказались в тюрьме г. Эсне, которую посетили христиане, утешая пленников и предлагая им пищу. Поддержка арестованных, оказанная ради Бога людьми не­известными, глубоко тронула душу юноши. Пораженный милосерди­ем христиан, он дал обет вернос­ти Христу и около 312 года принял крещение. Совершенствуясь в духовной жизни, Пахомий про­вел три года под руководством отшельника Паламона, а затем поселился в Тавенне (Фиваида).

Однажды во время молитвы подвижник услышал голос: "Пахо­мий, Пахомий, подвизайся и ос­тавайся на этом месте; построй себе обитель и множество людей придут к тебе, чтобы стать мона­хами и получат они пользу душам своим". Пахомий сообщил об этом откровении своему наставнику, авве Паламону, и они вместе по­строили небольшую обитель. За­тем Паламон вернулся в место своих прежних подвигов, предска­зав близость своей смерти и сла­ву монастыря Пахомия.

Около 325 года стали прихо­дить к нему первые ученики, и для утверждения их в добродетели Пахомий наложил на них некото­рые правила. Слава о благочес­тии и мудрости Пахомия стала распространяться по Египту, чис­ло ищущих иноческой жизни быс­тро возрастало, и уже в 329 году был построен монастырь в Пабау.

Это было началом учреждения братства, состоящего из несколь­ких монастырей, объединенных одним наставником, общим уста­вом и правилами жизни. Между иноками монастыря никто не имел пресвитерского сана, и сам Пахо­мий по смирению не хотел при­нимать этот сан. Если же прихо­дили священники, имеющие же­лание стать монаха­ми, авва не отказы­вал им в приеме.

С умножением братии Пахомий ус­траивал новые мо­настыри, под его руководством стро­ились церкви и фор­мировался устав обители. Залогом духовного совер­шенствования ино­ков служило точное исполнение устава и полное послуша­ние начальнику. Для нарушающих прави­ла были предусмотрены средства ис­правления по ступе­ням: обличение и увещание виновных, молитва и покаяние, выговор и наказание; иноки, не способные к исправле­нию, изгонялись. Так, жития со­общают об изгнании 80 человек из местечка Обакат, поскольку Пахомий увидел в них плотские помышления.

Все в монастырях Пахомия было общим. Два раза в сутки, днем и ночью, иноки собирались в церкви на службу, во время ко­торой читалось двенадцать псал­мов и главы из Ветхого и Нового Завета. Пахомий придавал боль­шое значение частым беседам и общим поучениям в течение не­дели, из которых сам он прово­дил три: одно в субботу и два в воскресенье. Начальники монастырей также произносили три по­учения в неделю, а старшие в до­мах говорили поучения своим мо­нахам в среду и в пятницу. В мо­настырях было много домов, каждым из которых заведовал осо­бый начальник. В каждой келий жили три монаха, но им запреща­лось разговаривать между собой. Все свободное от работы время посвящалось изучению Священ­ного Писания и размышлению о нем, поэтому праздных разгово­ров не могло быть среди брат­ства, и любая взаимная беседа служила к назида­нию друг друга мыс­лями и словами Библии.

Большая часть иноков была из про­стых поселян. Не умеющих читать приставляли к стар­цу для изучения грамоты, кроме того, они должны были ходить к нему в первый, третий и шестой час слушать чтение псалмов и посланий. Монас­тыри имели биб­лиотеки и скриптории, в которых обычно переписчи­ки по указанию на­чальники списывали книги, необ­ходимые для духовной жизни. Иноки соединяли с духовными упражнениями физический труд: земледелие, плетение корзин, ткание рогож и одеял. В Тавении трудились кузнецы и плотники, красильщики и дубильщики кож, сапожники и садовники. В трех монастырях (Тавении, Пабау, Пахнум) были пекарни.

Всего Пахомий учредил 11 монастырей - 9 мужских и 2 жен­ских, в которых спасалось более 1000 иноков. Братья жили по од­ному уставу и находились под единым руководством. Пахомий, будучи главой всех монастырей, посещал каждую обитель в тече­ние года, давал наставления, под­креплял слабых и поддерживал всех, ибо ему были открыты Бо­гом состояние души и помыслы каждого. Слава святого Пахомия распространилась по всему христианскому миру, и желание всту­пить под его руководство приво­дило в Фиваиду людей не только из Египта, но и из других стран Запада и Востока.

Какое же значение имели мо­настыри Пахомия Великого для соприкасавшихся с ними людей? Образ жизни монахов, требую­щий отречения от своей воли, собственности, брака и воспиты­вающий любовь к Богу и ближ­ним, образовал из себя спаси­тельный контраст против окружающей действительности. Мона­шество призывало всех к покая­нию и исправлению, что несом­ненно вело к улучшению нрав­ственного климата в Египте и спо­собствовало победе над языче­ством. Требование Пахомием умения читать и писать, изучение Священного Писания привело к тому, что вскоре монастыри ста­ли центрами кульутры и распро­странения грамотности. В стенах монастырей зародилась и ориги­нальная коптская литература, которая первоначально имела бо­лее назидательный характер. Письма, послания и проповеди Пахомия, насыщенные цитатами из Священного Писания, помога­ли направить жизнь на путь спа­сения и святости.

Но наибольший след в исто­рии оставили правила святого Пахомия. Их влияние мы находим во многих монастырских уставах Западной Европы, Византии и христианского Востока.

Наконец, нетрудно заметить, что общежительная форма явля­ется преобладающей в истории монашества. Многие традиции и основные идеалы Пахомиева иночества нашли свое продолже­ние не только в монастырях Византии и Древней Руси, но и Си­рии, Армении, Эфиопии и Егип­та. Основные принципы - отре­чение от мира, смирение, послу­шание, нестяжательность, без­брачие - стали каноническими, и теперь без них невозможно представить жизнь современно­го монашества.

Е. Иванова

Издания Воронежской епархии

Назад

Храм Покрова Божьей Матери © Город Энгельс 2013
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free